Основы политологии

Автор: | Год издания: 2001 | Издатель: СПб: СПбГУАП | Количество страниц: 128

Политическая культура

1. Политическая культура является составной частью общей культуры общества, социальных субъектов. Политическая культура обладает некоторыми эталонами политического поведения с совокупностью базисных культурных ориентаций, предписывающих общие для данного общества нормы этого поведения. Они определяют формы политических ориентацией, представления о целях политической деятельности и средствах их осуществления, стимулируют данную форму политического поведения, так как складываются в национальном самосознании в определенный период исторического развития.

Одно и то же политическое событие разные люди могут воспринимать одинаково, но могут, и расходиться в своих мнениях, оценках. Существующее разнообразие мнений выражается в различных способах деятельности людей. Среди людской массы можно встретить людей консервативных, либеральных, анархистских, революционных и других взглядов. Сама политическая жизнь у разных народов протекает по-разному: не в плане ее содержательного аспекта, а в смысле самого способа организации политического процесса, в основе которого лежат разные политические ценности. Если мы сравним политические культуры разных народов, например французов, немцев, англичан и т. д., то заметим, что англичане свое отношение к власти выражают в форме проведения законных демонстраций; французы, помимо демонстраций, готовы высказать свое мнение властям в форме прямого голосования, референдума. В этом проявляется различное отношение людей к политическому авторитету и закону. Что касается российского народа, то во времена СССР даже речи не могло быть о каких - либо демонстрациях протеста, поскольку всюду срабатывал принцип всеобщего одобрения политики партии и государства. Сейчас же, в период многопартийности и внедрения элементов демократии (пусть начальной, но своей), народ высказывает свое отношение к власти демократическими способами. Это и принято называть “политической культурой”.

Политическая культура выступает важным фактором воспроизводства политической жизни. Можно выделить политическую культуру лично-


сти, политического объединения, социальной группы, нации. Политическую культуру необходимо соотносить с политической деятельностью, она выступает существенной характеристикой политической практики человека.

В процессе политической социализации человек приобщается к определенной системе ценностей, формирует свойственную ей политическую культуру. Система политических ценностей, лежащая в основе политической культуры, определяется историческими, социальноэкономическими, национальными и иными факторами и условиями. Нельзя также забывать, что любая нация, имеющая многовековую историю, обладает глубокими традициями политической жизни, переходящими в современную политическую культуру. Так, например, традиции подчинения власти, которые глубоко укоренились в сознании народов России, естественно послужили основой формирования особой политической культуры в условиях политических репрессий. Это не значит, что политическая культура народов России не может иметь элементов демократических традиций Великого Новгорода, русских княжеств. Или, к примеру, многовековая традиция народов Кавказа сегодня играет чуть ли не решающую роль в формировании политической культуры народа, перенесшего истребительную войну, которая ничего не принесла, кроме тысяч смертей, как среди военных, так и среди мирного населения. И все же условия борьбы чеченского народа за независимость определили такую существенную черту кавказской политической культуры, как патриотизм.

Что же представляет собой политическая культура? Какова ее структура и функции?

В отношении определения “политическая культура” существуют разные мнения. По содержанию существенного различия они не имеют. Например, политологи Ю. Г. Чуланов и В. Н. Колесников определяют политическую культуру как совокупность норм, знаний, традиций и ценностей, определяющих содержание и качество политической деятельности индивида, группы и общества в целом.

Исторический подход в определении политической культуры использует профессор Л. И. Сморгунов. Он отмечает, что политическая культура - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых политическими знаниями, убеждениями, чувствами, оценками и ориентациями. Политическая культура - это зафиксированный опыт политической практики, передаваемый от поколения к поколения в традициях, обычаях, нормах, моделях поведения. Она выражает деятельностную сторону отношений по поводу власти.

Другие политологи рассматривают политическую культуру как часть общей политической системы, но, главное, что просматривается во всех подходах к этому понятию, - это деятельностная окраска политической культуры, поскольку она неотделима от самой жизнедеятельности человека.

Когда говорят о структуре политической культуры, обычно выделяют совокупность ее элементов и связей между ними. Так как политическая культура выражает определенный аспект политической деятельности, то ее структура будет соотноситься со структурой последней. Конечно, механизм политической деятельности включает большее количество элементов, чем структура политической культуры. В политическую культуру входит несколько групп элементов: политическое знание - теория, концепции, идеи, принципы, политические чувства, установки и психологические состояния; нормативные элементы

- обычаи, традиции, стереотипы, правили; модели политического поведения - активные и пассивные, индивидуальные и коллективные и т. д. Главное то, что содержание политической культуры отвечает на вопросы, как человек действует в той или иной системе политических отношений, как он относится к тем или иным политическим ценностям, как он реагирует на политические изменения, что можно ожидать от него в той или иной ситуации.

В современной политологии существует много теорий по вопросу классификации политических культур. Однако наиболее распространенной является классификация политической культуры, предложенная американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой. Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три типа политической культуры: патриархальный (провинциалистский), подданнический и активистский.

Патриархальная (провинциалистская) политическая культура свойственна тем странам и регионам, которые отстают в своем политическом развитии. В этой модели культуры человек ограничивает свою политическую жизнь делами своего племени, деревни. Он в целом безразличен к центральному правительству, не соотносит свое существование с общей политикой государства. К политике он подходит с позиций ценностей своего племени. Информация до него доходит либо в форме простого изложения событий и фактов, либо не доходит вообще по причине неразвитости средств массовой информации. Даже попадая в города, другие государства, такой человек руководствуется нормами провинциалистской культуры. Характерным примером являются в этой связи ситуации с людьми, впервые выехавшими за рубеж.

Подданническая политическая культура характеризуется дифференцированным отношением человека к политической власти, к правительству. Человек имеет представление о власти и относится к ней либо положительно, либо отрицательно, но он не может не опасаться существующего правительственного авторитета. Он не всегда готов к активному взаимодействию с властью и поэтому большей частью подчиняется ей в силу традиций или страха. Например, страх перед репрессивными органами власти в 30-40-е годы.

Активистская политическая культура основывается на активном или частично активном участии в политической жизни общества основной массы людей. Человек ориентируется в силу своих способностей в политической жизни государства, активно принимает участие в различного рода политических акциях, стремится повлиять на функционирование власти.

Следует заметить, что все три предложенных типа или модели политической культуры редко проявляются в “чистом” виде. Некоторые типы являются устойчивыми на определенное историческое время, другие - воплощение переходной стадии. В зависимости от стадии развития политической культуры страна может рассматриваться как более или менее развитая в политическом отношении. Для того чтобы говорить о высокоразвитом политическом уровне государства, необходимо участие народа в общественно-политической жизни на уровне 60-70 %. В противном случае наблюдается делигитимация власти.

Политические процессы, происходящие в жизни общества, естественно, оказывают как непосредственное, так и опосредованное влияние на человека. Человек может не соглашаться с существующими ситуациями в политике, и тогда возникают понятия: конфликтная политическая культура и политическая культура согласия. Человек в ходе жизнедеятельности вырабатывает не только разнообразные методы политического мышления и поведения, отображающие его принадлежность к социальной группе, но и приобретает свойства, связанные с выпол - 62 няемыми им в политике ролями. Например, человек может приобретать политико-культурные качества “агитатора”, “администратора”, “теоретика” (Г. Ласвелл), отражающие его способности соответственно либо к возбуждению политических эмоций, либо к манипулированию делами, либо к созданию теоретических конструкций. Он также может приобрести и качества “бюрократа” (Р. Мертон), воплощающего интерперсональные свойства личности делового человека или “индифферентного” к политическим обязанностям человека (Д. Рисман).

На всех ступенях и фазах своего развития политическая культура общества выполняет одну из важнейших своих функций - политическую социализацию личности. Иначе говоря, вхождение человека в политику, его подготовка и включение в отношения власти осуществляются по мере и в процессе усвоения им господствующих культурных ориентиров и норм, ценностей и образцов политического поведения.

В конечном счете политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует переход требований политическом системы во внутреннюю структуру личности в форме определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий, а с другой - демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и воззрения, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть.

Конечно, в каждом конкретном обществе существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, которые обеспечивают формирование политической культуры. Вместе с тем можно говорить об универсальных социальных и политических институтах, которые являются стабильными и неизбежными в политической социализации общества и человека-индивида.

В качестве общезначимых институтов политической социализации принято считать семью, систему образования, СМИ, государственные и партийные организации, религиозные организации и отдельные политические события.

Отдельные политические события, несмотря на свою фрагментарность (например, безработица, репрессии, разочарование в лидере и т. п.), могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для воспитания человека, восприятия им тех или иных ценностей и форм его отношений с властью.

Политическая социализация, как процесс, не ограничивается временными отрезками, она лишь проявляется в обществе и, как функция политической культуры, воздействует на человека. Причем политикокультурные представления применимы, в первую очередь, к ценностным взглядам, обладающими для человека смысловым значением. При этом ценностные ориентации включают в себя: познавательную ориентацию, эффективную ориентацию (эмоционально-связующую человека с политическими явлениями), суждения и мнения человека о политических событиях. В целом, как известно, политическая культура обладает определенной независимостью от сложившихся условий, а также способностью к автономному влиянию на организацию и осуществление власти.

Наиболее важной составляющей политической культуры, на наш взгляд, является эмоционально-аффективный фактор. Приведем пример из политической жизни нашей страны. В период выборов в российский парламент 1993 года выступления В. В. Жириновского по-разному оценивались электоратом. Ученые не предсказывали победу ни ему, ни партии ЛДПР. И все же люди выбирают его депутатом. Почему? Во - первых, это действие неосознаваемых, иррациональных моментов массового сознания людей, во-вторых, коллективное представление в силу эмоций, доминировавших тогда у населения, находящегося в кризисном состоянии страны.

Даже тогда, когда личность сознательно определяет свое отношение к политической системе, свое место и роль в политике, присущие национальной политической культуре черты формируют ее представления. Но универсальность этих общих положений еще мало свидетельствует о реальности национальных особенностей политической культуры, если ограничиться только ими. Подлинный облик национальной политической культуры проявляется при конкретизации на примере реального общества. Сравним аристократическую политическую культуру до 1917 года, пролетарскую политическую культуру после революции и нынешнюю политическую культуру. Нетрудно заметить, что разность политических культур определяется наличием политизации и по - литизма. Эти два понятия, на первый взгляд кажущиеся одинаковыми, на самом деле имеют принципиальное отличие друг от друга.

Если под политизацией можно понимать объективный социальный процесс, то политизм - это отражение данного процесса в духовной жизни человека. Политизм - это абсолютизация значения объективных политических отношений, сведение к ним всех других видов человеческих отношений, склонность ума видеть во всем только политический 64 аспект. В политизме классовое доминирует над общечеловеческим, мораль играет подчиненную политике роль, возникают теоретические модели отдельных политических групп в отрыве от общечеловеческой морали.

Политизм отличается от политики, от нормального процесса ее реализации тем, что политика не должна полагать себя целью, тогда как политизм цель видит в себе, в самоутверждении своих проявлений. Можно сказать, что в некотором смысле политизм - это духовный прием реализации тоталитарных идеологий. Время правления одной партии КПСС, к сожалению, несло на себе бремя тоталитарного идеологизирования. Много хорошего можно найти в единой системе воспитания от пионеров до коммунистов (любовь к Родине, принципиальность, честность, взаимовыручка и т. д.), но было ли все это свойственно партийным лидерам высокого ранга? Нет, к сожалению. Сколько можно было наблюдать показной принципиальности, безмерной любви и преданности делу партии и правительства; сколько поклонения и политизма было в утверждении строя, который даже не смогли правильно назвать: развитое социалистическое общество; развивающийся социализм; социализм, который развит полностью, но не окончательно, и т. д. Таковы были изречения партийных идеологов и ничего, кроме декларативности, они не имели. Здесь идеологизация доведена до абсолюта, а порой и до абсурда, имя которому - политизм.

Политизм - это отсутствие или очень низкий уровень политической культуры. Подлинная политика, неразрывно связанная с политической культурой, ставит своей целью необходимость сохранить человеческую жизнь, совершенствовать ее ради блага человека. Политика может быть грубой, неудачной, но она всегда оставляет человеку выбор. Политизм пытается подчинить себе духовность, не оставив за человеком никакого выбора. Политическая культура ждет от человека определенного поведения, не посягая на автономию мыслей и чувств. Политизм требует от человека вполне определенного образа мыслей и чувств, предлагая освоить определенный тип духовности и строить на нем свое поведение. Политизм как способ выражения своей личностной позиции превращается в своего рода религиозность, веру (непогрешимость партии), ошибочность которой можно увидеть лишь в контексте времени, культурно-исторического развития общества.

Политизм нетерпим к инакомыслию, требует жертв (А. Сахаров, А. Солженцын и др.). Для политизма характерны отсутствие самокритики, переоценка своего места и роли в культурно-историческом процессе, а также слепая покорность власти. Политизм культивирует мышление жесткими стереотипами, склонность к суеверию. Опасность политизма в том, что он может стимулировать фанатизм и жестокость.

Опыт СССР может служить свидетельством того, как сталинизм и, в некоторой степени, правление Л. И. Брежнева прилагали усилия для утверждения политизма в духовной сфере.

Помимо политической культуры периода 30-40-х и 50-60-х годов, которая не могла не сказаться на формировании духовности человека, в обществе присутствовал политизм как извращенная форма духовности, придающая человеку самоуверенность, кажущуюся особенность по отношению к другим людям другого общества. Самое неприятное состоит в том, что эта самоуверенность неустойчива, так как ей угрожают то угрызения совести, то шаткость позиций самой политической платформы, заставляющей человека меняться вместе с капризами политизма.

Политическая культура общества должна основываться на ясном понимании общих дел и особенностей национального развития. Особенности национального развития формируют соответствующий тип характера, миросозерцания, сознания народа. Каждый народ, этнос имеет свой менталитет; свой национальный способ мировидения и мировосприятия, на формирование которого оказали влияние географические и климатические условия проживания данного этноса, его психологические особенности, черты характера. В ходе исторического развития русского народа складывались основные черты его характера, отличительные особенности его сознания.

Для истории русского государства характерна связь светской политической власти и церкви. Церковь освящала все государственные акты; придавала им идеологический, религиозный характер; иногда выполняла ряд государственных функций, являясь своеобразной частью государственного аппарата (например, Сенат и Синод во времена Петра I).

Анализируя события тех лет и проводя аналогию с настоящим временем, нельзя не сказать, что отношения государства и церкви развивались по-разному. Иногда связь церкви и государства носила форму диктата со стороны власти, но тем не менее связь между церковью и государством была всегда.

Для России, в силу разных исторических событий и обстоятельств, характерна также вера в харизматического лидера, корнями своими уходящая в языческие представления о тотеме (защитнике); вера, породившая преклонение перед отцом, защитником, хозяином, способным решить все проблемы и тем самым освободить человека от необходимости личного выбора и ответственности за этот выбор. Человеку свойственно быть слабым и он ищет того, на кого мог бы положиться, - это одна из тем “Легенды о Великом Инквизиторе”. Великий Инквизитор предлагает три силы, которые могут дать человеку счастье: чудо, тайну и авторитет. Ни на что так не надеется человек, не привыкший верить в себя, как на чудо; ничто так не цементирует беспредельное доверие к авторитету, как тайна, окружающая его самого и источники его “всемогущества”.

Из двух вариантов монархических идей, созданных европейской политической мыслью, идеи божественного происхождения власти правителя и идеи ограниченной власти, воплощаемой через договорную систему, русская политическая традиция в полном объеме реализовала первую.

Таким образом, сакральный характер идеологии и религиозно-харизматическая доминанта определяли политическую культуру российского общества на протяжении веков.

Современная политическая ситуация характеризуется кризисным состоянием как в политической и экономической, так и в идеологической и духовной сферах. Анализ ситуации приводит социологов и ученых обществоведов к неутешительным выводам о том, что распад старой системы ценностей не привел ни к созданию новой, ни к переориентации на общечеловеческие ценности (А. Здравомыслов, Л. Джо - бижева, Р. Эрбов и др.). Произошел раскол общества, в котором исследователи отмечают наличие нескольких несогласуемых между собой мен - талитетов: советско-социалистического, западно-ориентированного капиталистического, православно-русского, различных религиозно-национальных элементов (исламского, буддийского) и также криминальногруппового (В. Семенов).

Такая разнородность менталитетов оказалась неожиданностью для народа, который привык жить по указаниям “сверху” и, как следствие,

- субкультура гласности как вседозволенности.

Современную политическую культуру можно охарактеризовать рядом особенностей, прямо противоположных по своей сути. Например, активизация политического сознания, связанная с осознанием народом своих новых интересов, и явно выраженная политическая пассивность, апатия. Если первое можно охарактеризовать как некое пробуждение “от сна”, то второе не всегда поддается анализу. Кроме того, официально провозглашенный переход общества к демократической системе и общечеловеческим ценностям никак не увязывается с усилением авторитаризма, как в высших эшелонах власти, так и на уровне массового сознания.