Автора: Безвербный А.А., Безвербный А.С., Дивлеткильдеев Ш.А. | Год издания: 2000 | Издатель: Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та | Количество страниц: 127
Раскрыв институциональные основы политики, т. е. определив сущность политической системы, основные функции ее важнейших институтов (государства, политических партий), мы переходим к анализу механизмов ее функционирования, способов осуществления власти в конкретных пространственно-временных границах. С этой целью в политологии используется такое понятие как «политический режим».
Наиболее распространенным и общепризнанным в политологии считается определение профессора Института политических наук в Париже Ж. Л. Кермонна. Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период. Основными компонентами политического режима, по его мнению, является принцип легитимности (законности), структура институтов, система партий и, наконец, та или иная форма государства и соответствующая его роль. Сущность политического режима определяется: 1) Способом, порядком формирования основных институтов власти. 2) Взаимоотношением законодательной, исполнительной, судебной властей, центральных и местных органов. 3) Положением и условием деятельности политических партий, организаций, движений. 4) Наличием или отсутствием политической оппозиции в обществе. 5) Положением и порядком функционирования силовых структур, степенью общественного контроля над ними, возможностью или невозможностью использования армии, органов государственной безопасности для разрешения внутренних этнических или социальных конфликтов. 6) Состоянием демократических прав и свобод личности. 7) Отношением органов власти к правовым основам их деятельности, степенью верховенства закона во всех сферах жизни. 8) Политической стабильностью общества. 9) Доминированием определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при реализации политики, осуществлении политической власти.
Таким образом, политический режим – это, прежде всего совокупность (система) способов и методов осуществления политической власти, определенный способ управления, механизм реализации властных отношений.
Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимоотношений: авторитарности (односторонней властности, безоговорочного, безусловного подчинения законам и распоряжениям, жесткой дисциплины и ответственности) и демократизма (равноправия сторон, их соглашения, свободы выбора, самоопределения). Практически невозможны режимы, лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Или такие режимы возможны как аномальные, как разрушительные для общества и потому эфемерные. Фактически в каждом режиме преобладает та или иная сторона, но и уравновешивающая ее сторона имеет вполне определенное значение.
Наиболее распространенная в политологии классификация политических режимов подразделяет их на два основных типа: демократические и недемократические. В свою очередь, недемократические режимы подразделяются на тоталитарные и авторитарные.
В демократических обществах институциональные основы политики (политическая система и ее институты) формируется при помощи избирательных (электоральных) систем. Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в Конституции и избирательном законе. Избирательная система является главным регулятором выборов, она определяет общие принципы их организации. Главное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти, обеспечить их легитимность.
Основными типами избирательных систем, существующих в различных странах, с теми или иными модификациями являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе, основанной на принципе большинства, от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно просто опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур, на котором представлены лишь два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем становится кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник.
Система пропорционального представительства предполагает распределение мандатов в соответствии с количеством голосов, полученных на выборах по партийным спискам.
Каждая из названных избирательных систем имеет как свои достоинства, так и недостатки. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа, как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.
В ряде стран, включая Россию, существует смешанная, пропорционально-мажоритарная система. Это значит, что Государственная Дума избирается на основе сочетания мажоритарного и пропорционального принципов: 225 депутатов избираются по одномандатным округам и 225 – по спискам партий или избирательных коалиций.
В условиях современных демократий выборы – главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Для большинства граждан выборы являются единственной формой их реального участия в политической жизни. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять политические элиты, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т. д.