§ 3. Типология и социодинамика политических систем
Типы политических систем определяются сущностными способами их организации и функционирования, во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества. Типология политических систем общества может производиться на основе использования различных критериев. Так, если взять за основу формационный, классовый (марксистский) подход, то можно выделить рабовладельческую, феодальную, “азиатскую” (деспотическое государство и общинная собственность), буржуазную и государственно-социалистическую политические системы. С точки зрения эволюции целесообразно выделять традиционную и модернизированную системы. С учетом исторических особенностей развития политики и партий – англо-американскую, европейско-континентальную, развивающихся стран.
Наиболее распространена типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три основных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные между ними.
Демократический тип политической системы характеризуется:
• широким вовлечением в политику граждан, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, важной ролью развитого среднего класса;
• участием в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического участия и многопартийной формой руководства;
• парламентским способом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху.
• демократической политической культурой.
Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные возможности монополии одних и ущемления прав других социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех.
Авторитарный тип политической системы характеризуется:
• концентрацией всей политической власти в едином центре принятия политических решений;
• максимальным расширением компетенции исполнительной власти;
• ограниченным политическим участием неправительственных партий и движений, а также урезанными властными полномочиями нижестоящих органов; [c.210]
• неконтролируемым применением власти и жестким контролем за поведением всех слоев населения;
• жесткой реализацией номенклатурного принципа, т.е. расстановкой и перемещением руководящих кадров всех уровней по воле высших властей и неподотчетности их “низам”.
Централизация власти, исключение выборности представительных органов, ограничение деятельности оппозиционных партий и организаций, ограничение прав и свобод граждан и т.д. являются неизбежными атрибутами авторитарной политической системы. Авторитарный характер политической культуры – сущностная духовная характеристика и особенность данного типа политической системы.
Тоталитарный тип политической системы характеризуется жесткой регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом, вплоть до образа жизни, поведения и мышления каждого человека.
Тоталитарный тип политической системы характеризует:
• сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного лидера или узкого круга лиц (хунта);
• механизм властных структур на однопартийной основе во главе с единоличным лидером, жесткой иерархической субординацией и суровой дисциплиной;
• подчинение всех политических институтов и властных структур правящей партии и ее лидеру;
• тоталитарное регулирование из единого центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-либо автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь граждан;
• навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, подавление каких-либо проявлений инакомыслия и критики руководства, тотальный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации;
• социально-политическая демагогия, стремление к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс, партии и народа.
Тоталитарная политическая система общества невозможна без господства в нем тоталитарной политической культуры.
Типология политических систем не исчерпывается указанными тремя типами. Существует широкий спектр вариаций внутри этих типов: например, демократический тип политической системы может быть представлен элитарно-демократической, революционно-демократической и другими ее формами; авторитарный тип может выступать в популистской или президентской формах; тоталитарные политические системы могут быть как левоэгалитарного (например, сталинистского, маоистского), так и право-олигархического (профашистского) толка. [c.211] В развивающихся странах наблюдается существование различных переходных типов политических систем. Так, в политических системах целого ряда стран Азии и Африки, национально-демократические нормы и структуры сочетаются с сильными элементами авторитаризма. Авторитарные режимы в отдельных развивающихся странах нередко используют демократические процедуры. В некоторых развивающихся государствах функционируют монархические политические системы. Политическую систему в России одни политологи определяют как переходную – от авторитаризма к демократии, другие – как авторитарную политическую систему с некоторыми элементами демократии.
Формирование, функционирование и эволюция политических систем разных типов, переход от одного типа к другому, их взаимодействие с окружением (или со средой) предстает как политический процесс. И особенности этого процесса требуют конкретного анализа состояния реальных политических систем, политических режимов, форм политического руководства и политического участия.
Политическая система движется через смену различных форм ее бытия и социальных условий, во взаимодействие с которыми она включается. Ход этого взаимодействия детерминирует “цепь” ее состояний, каждое из которых характеризуется определенной доминантой политической жизни. Под доминантой политической жизни в данном случае понимается главенствующая тенденция, которая формируется в результате взаимодействия субъектов политики по поводу, например, выработки политической линии государства, необходимой модели развития общества и организации политической системы, реформы ее структуры власти, отношения к социально значимым Событиям и проблемам Внутренней и внешней политики и т.д. В роли доминанты могут выступать в определенных условиях очаги напряженности, вызванные кризисом политического руководства и власти в целом, кризисом господствующей идеологии и официальной модели политической культуры, обострением этнонациональных и религиозных проблем и т.д. Всякое состояние политической системы ограничено временными рамками, момент же перехода от одного состояния к другому может рассматриваться как особое состояние, где новая доминанта выражена еще не четко.