Автора: Безвербный А.А., Безвербный А.С., Дивлеткильдеев Ш.А. | Год издания: 2000 | Издатель: Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та | Количество страниц: 127
На функционирование политической системы общества большое влияние, помимо государства и партий, оказывают политическое организации и движения. В результате их деятельности становится возможным наиболее полно выразить и удовлетворить интересы социальных общностей: классовых, этнических, профессиональных и других групп.
Организация есть система отношений, объединяющая некоторое количество индивидов для достижения определенных целей. В обществе функционирует множество организаций. Они разнятся между собой по целям, по специфике деятельности. Есть организации экономические, информационные, образовательные и т. д. Мы рассмотрим политические организации, которые являются субъектами политического процесса. Они отличаются от других организаций тем, что непосредственно и постоянно участвуют в политике. Они создаются для политической работы. Другая отличительная черта политической организации - отсутствие или минимум аморфности в представлениях о целях, средствах работы, интересах социального слоя. Политические организации помимо защиты собственных интересов объективно представляют, защищают и реализуют интересы социальных групп и их общностей, которые их поддерживают.
Любая политическая организация, в том числе и партия, которая рассчитывает на успех в политике, ищет поддержки в тех или иных социальных слоях. Она стремится расширить и укрепить свои связи с внешней средой. Это выглядит как заключение политических союзов с другими организациями, поиск новых сфер приложения сил организации с одновременной работой по реализации интересов тех или иных социальных слоев.
Будучи связанной с определенной социальной средой, с политическими течениями, политическая организация вместе с тем является вполне самостоятельным субъектом политики. Реагируя на быстро меняющуюся политическую ситуацию, она не всегда оглядывается на свою социальную базу. Организацию отличает иерархия между структурными уровнями, которая выражает распределение власти внутри организации. Структура каждой организации, в том числе и политической, состоит из некоторых обязательных компонентов; руководящее ядро, бюрократический аппарат, выполняющий указания руководящего ядра, активные члены организации, сочувствующие, Иерархия, разделение труда между членами организации, четкая ролевая структура позволяет организации согласованно и эффективно действовать в политическом процессе.
Специфические свойства основных политических организаций (государство, политические партии) рассматривались в других темах. Дадим более подробную характеристику лоббистской организации. Она создается для оказания влияния на власть. Лоббизм является неотъемлемой частью коридоров власти на Западе. Лоббизм сегодня уже не означает неприкрытую скупку голосов, как это было, скажем, в XIX веке. Западные политики считают лоббизм полезным явлением. У нас термин лоббизм считается едва ли не ругательным. И сейчас еще существует недоверие к этому феномену. Лоббизм является одним из ведущих инструментов демократии в странах с рыночной экономикой. Особенность такой демократии - гибкость инструментов власти и открытость, когда в ходе выборов различные частные интересы могут состязаться за право принять участие в формировании институтов власти и в повседневной политической практике частные интересы получают возможность оказывать давление на принятие решений, в том числе в сфере законодательства. Все это обеспечивает институт лоббизма.
Основная задача лоббизма - постоянная корректировка деятельности органов власти, в соответствии с динамикой изменений интересов гражданского общества. Тем самым обеспечивается взаимоприспособление и взаимодействие властей и общества. Специфика механизма лоббирования в том, что «наверх» пробиваются не только отдельные частные интересы, но и общественно значимые.
Лоббистская деятельность требует огромных, порой долговременных усилий. Голосуя по конкретному вопросу, парламентарии всегда будут учитывать реакцию своих избирателей, общественное мнение в целом. Кроме того, лоббироваться могут одновременно несколько различных интересов, в том числе взаимоисключающих. Здесь идет конкуренция среди лобби. Причем эта конкуренция, как правило, открытая: официальная регистрация как самих лоббистов, так и тех компаний, от чьих имен они действуют, обязательна. Достоянием общественности обязательно становятся и расходуемые на эту деятельность суммы. Согласно калифорнийскому закону, например, лоббисты должны ежемесячно предъявлять финансовые отчеты во время сессии ассамблеи и ежеквартально, когда она не заседает. Однако следует иметь ввиду, что регулирование лоббизма в ряде штатов существует скорее в теории, в декларациях законов, нежели на практике. Регулярность, с которой лоббисты должны регистрироваться, колеблется от ежемесячной до двухгодичной. Все же, исходя из практики лоббизма, сложилось мнение, что четко регламентируемая система лоббизма позволяет решать сразу несколько задач.
Во-первых, обеспечивается гласность политического процесса - отчетливо и документально прослеживается, какие и чьи конкретные интересы стоят за теми или иными решениями, преодолевается безадресность, политическая анонимность нормативных актов.
Во-вторых, политический процесс становится предсказуемым. Общественное мнение регулярно и широко информируется о том, какие акты и решения готовятся, в какой стадии находится их проработка: закрытый текст лоббировать невозможно.
В-третьих, сам факт официального лоббирования ограничивает всесилие аппарата государственной власти, делает его более открытым для контроля со стороны общества, снижает возможность произвольных решений.
В-четвертых, резко расширяется крут активных участников политического процесса, что самым благоприятным образом сказывается на развитии гражданского общества в целом. Ведь лоббировать свои собственные специфические интересы могут не только крупные фирмы и корпорации, но и профсоюзы, фермеры, военнослужащие, религиозные, женские, молодежные объединения, организации мелкого бизнеса и т. д.
Идеализировать институт лоббизма было бы также неоправданно, как и принижать его значение. Своим существованием он доказал свою необходимость, жизнеспособность.
В политической сфере общества действуют различные общественные организации и движения: профсоюзы, союзы предпринимателей, молодежные, женские ассоциации, экологические организации, территориальные движения и многие другие. По природе своей они не политические организации, но в своей деятельности им приходится сталкиваться с политической сферой, что заставляет их формулировать свое отношение к политическим процессам и событиям. Их активность и влияние на политические процессы различны, но в целом это влияние заметно.
Политические движения являются результатом растущей политической активности, все большей вовлеченности людей в политический процесс.
В социологии социальное движение определяют как совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе. Это определение применимо и к политическому движению. Грань между политическим движением и политической организацией подвижна, а порой условна. В большинстве случаев политическая организация является образованием с ярко выраженным официальным членством, фиксированными правилами, жестко закрепленными статусами и ролями. Количественная характеристика мало дает для различения движения от организации. Были и есть партии, членами которой являются десятки миллионов человек, наряду с этим существуют политические движения, уступающие по числу своих участников политическим организациям. В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно вырабатывая формальные правила поведения и систему статусов и ролей. В этом случае движение распадается, превращаясь в организацию. Политические движения появляются и развиваются при определенных социальных условиях. В основе лежит осознание социальной несправедливости, господствующей в обществе, обнищание народных масс, милитаризация, загрязнение среды обитания.
Политические движения различают по критерию цели. Реформистское движение имеет цель изменить отдельные стороны общественной жизни. Участники движения лояльно относятся к политическому устройству общества.
Революционное движение преследует цель полного изменения общества. Есть движения, целью которых является достижение национального, расового, религиозного и др. равноправия.
При всем этом для политического движения характерцы добровольность, отсутствие фиксированного членства, четкой программы, в нем присутствуют элементы стихийности.
Многообразие и активность политических движений выражают многообразные интересы социальных групп и слоев общества, заставляют государственную власть корректировать или вырабатывать новую политику, способствуют вовлечению населения в управление общественными делами.