Автора: Безвербный А.А., Безвербный А.С., Дивлеткильдеев Ш.А. | Год издания: 2000 | Издатель: Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та | Количество страниц: 127
Политическая культура - составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов; интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов.
В современной отечественной и зарубежной политической науке имеются различные подходы к трактовке как самой политической культуры, так и ее структурных элементов. Здесь существует широкие спектр определений и формулировок. Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII веке. Впоследствии, особенно в конце XIX - начале XX вв., данная категория активно использовалась различными научными школами. Более глубокое осмысление политическая культура получила в работе американского ученого Г. Алмонда «Сравнительные политические системы» (1956). В дальнейшем основной вклад в разработку теории политической культуры внесли С. Верба, М. Дюверже, М. Крозье, и др. Отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х годов.
Политическая культура - сложное и многогранное явление. В данном вопросе мы остановимся лишь на структурном и социальном аспектах политической культуры.
Политическая культура включает в себя следующие элементы:
- познавательный - политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления;
- нравственно-оценочный - политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения; поведенческий - политические установки, тины, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение;
- общекультурные ориентации - отношение к власти, политическим явлениям.
Кратко рассмотрим каждый структурный элемент политической культуры. Важную роль в политической культуре играет познавательный элемент, который предполагает знание и понимание гражданином политических интересов — личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; Конституции и законов страны, программных положений основных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений; происходящих политических событий и явлений. В политические знания входит знание сущности, функций и структуры основных государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; основных политических процессов, международной жизни. Неотъемлемой частью политической культуры является политическая идеология - выраженное в обобщенной теоретической форме политическое сознание; совокупность идей политического характера, на основе которых складываются политические отношения и функционируют соответствующие институты, организации и учреждения. Политическая идеология имеет следующие элементы: связь с общей мировоззренческой системой эпохи; программные установки, сформулированные на основе тех ил иных положений этой системы; стратегия реализации программных установок, пропаганда; конкретные шаги по реализации программы. Идеология неразрывно связана с проблемами авторитета власти, властных отношений и т. п. Исключительно важными характеристиками политической культуры являются политические чувства, традиции, цен нести, идеалы, убеждения, т. е. нравственно-оценочный элемент. Особое значение имеют оценочные суждения человека, выражающие его ндивидуально-личностное отношение к явлениям политики власти. Наличие такого рода личностно-смысловых отношений формирует человека как политического субъекта. Важную роль в формировании образцов политического поведения играют политические традиции общества, класса, других социальных общностей, личности. Традиции проявляются двумя основными способами: процессом передачи и процессом повторяемости. Передача состоит в идеологическом, эмоциональном, моральном наследовании прошлого, сохраняемого живым в настоящем. Передача, функционирование традиций зависит от конкретной формы социализации. Это прежде всего семья, школа. Традиции формируются и передаются в социальной среде и социальной общности, которая сплочена. В этом случае человек подвергается более концентрированному воздействию, образцу поведения и мышления (партия, союз, объединение).
Каждый класс, слой, социальная группа вырабатывает, использует и соответствующим образом развивает те или иные традиции. Поэтому эти традиции приобретают классово, профессионально и даже корпоративно обособленный характер. Они действуют только в рамках данного коллектива. Многие политические традиции опирались и опираются на определенную реальность, опыт политической борьбы. Создателями и носителями национальных традиций в политике являются одновременно отдельные классы и слои, но также общество в целом. Как правило, политика имеет общенациональное измерение. Так, во Франции преобладает традиция острой политической борьбы, т. е. традиция революционная. В Англии, среди буржуазии и трудящихся, сложилась традиция прецедента, политического компромисса, умеренности, даже консерватизма. В этой стране компромисс использовался на различных этапах развития общества (феодалы применяли его в борьбе против крестьян, против городской торговой и промышленной буржуазии, в настоящее время он используется для урегулирования отношений между трудящимися и предпринимателями). Конечно, это не означает полного отсутствия насильственных и вооруженных форм борьбы в этой стране (многолетняя война в Северной Ирландии).
Нравственно-оценочный элемент политической культуры включает в себя ценности, идеалы, убеждения. Политическая культура россиян проявлялась, прежде всего, в понимании и искании российским человеком социального идеала. Наиболее яркое отражение социальный идеал нашел в политическом менталитете. Менталитет (от лат. - образ мысли, душевный склад) - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное.
Социально-политический идеал нашел отражение в истории русского менталитета.
Во-первых, средневековая и основанная на ней народная культура мышления была вообще идеалистична, для которой за словом «идеализм» скрывается не только понятие об идеале. В русском сознании идеал видели не в будущем (которого просто «нет»), а в другом месте, отсюда - известное с давних времен «хождение за правдой» в Беловодье. Идеал представлен не во времени, а пространственно, наполняя собою другое место.
Во-вторых, в литературе неоднократно отмечалось тяготение русского человека к абсолютному идеалу, без которого он не может существовать. Эту мысль хорошо выразил Л. П. Карсавин: «... абсолютность идеала и сознание, что идеал лишь тогда ценен, когда целиком претворим в жизнь. Истинно философское понимание единства теоретической и практической истины...».
В-третьих, в политической культуре России нашла отражение проблема
соотношения абсолютного и относительного идеала. Она получила свое развитие в труде П. И. Новгородцева «Об общественном идеале». Он писал, что в политике нельзя достигнуть совершенства, нельзя избавиться от затруднений. Разрабатывая проблему абсолютного и относительного в осуществлении общественного идеала, П. И. Новгородцев подчеркивал, что на всех путях и ступенях этого бесконечного развития проявляется стремление к абсолютному; но каждый раз это стремление заканчивается лишь относительным приближением к идеалу. Таков закон исторического прогресса. В-четвертых, социальный идеал нашел свое отражение в политическом менталитете русских социалистов-утопистов Герцена, Чернышевского, Белинского, Огарева и других. Социальный идеал русских социалистов-утопистов был по существу интернациональным явлением. В то же время он закономерно приобрел особые формы. Противоречивость эта проявилась в том, что основной формой утопического социализма оказался социализм крестьянский («русский», общинный, народнический).В-пятых, марксистский идеал социализма был реализован на практике в России и других странах, хотя не лучшим образом. Но каким бы неадекватным социалистическому идеалу ни было поведение революционных масс, их трагедия связана, прежде всею, с последствиями личностных деформаций. Проявлением политического поведения саморазрушающейся личности стал отказ не только от деформированного социализма, но и от всей социальной справедливости и равенства. Но пока на Земле будут существовать бедные и богатые, социалистические идеалы останутся объективно необходимыми.
Структура политической культуры имеет исключительно важный поведенческий элемент, который предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных и партийных документов, в референдумах и плебисцитах; в выборах субъектов законодательной, исполнительной, судебной власти; в работе различных государственных и общественно-политических органов и организаций (штатно или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членстве в политических партиях, общественно-политических организациях и движениях.
Составным структурным элементом политической культуры являются общекультурные ориентации: мировоззренческие ориентации, отношение к власти и к специфическим политическим явлениям. Характер и направленность обще культурных ориентации раскрывают место политических явлений в структуре ценностей личности, группы, общества. Значение мировоззренческой ориентации состоит в том, насколько выбор политических позиций человека зависит от испытываемых им предпочтений к индивидуальным или коллективным ценностям, руководствуется ли он нормами Западной, или Восточной цивилизации, испытывает преимущественное влияние мирского, или религиозного сознания, проявляет ли склонность к насилию, признает или отрицает идеологические установки.
Различное отношение человека может быть и к власти. Любой гражданин, который вступает в политическую жизнь, неминуемо формирует свою оценку способностей и пределов власти в издании законов, суде и принуждении к исполнению норм. В общекультурных ориентациях может быть и неодинаковый вес различных политических явлений среди политических ценностей данного субъекта. Так, многочисленные зарубежные исследования показывают слабый интерес огромного большинства американцев к политике, политической деятельности. По данным исследования Г. Алмонда и С. Вербы, только 27 процентов считали, что они регулярно следят за политическими событиями.
Таким образом, мы рассмотрели некоторые аспекты структурных элементов политической культуры.
В процессе своего функционирования политическая культура выполняет определенные функции. Важнейшими из них являются:
- познавательная - вооружение граждан необходимыми общественно-политическими знаниями и формирование компетентных политических взглядов и убеждений;
коммуникативная - передача политических знаний, ценностей, навыков «по горизонтали» - между субъектами, «по вертикали» - между уровнями субъектов, во времени - между поколениями субъектов политического процесса; воспитательная - формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;
- интегративная - формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя;
- регулятивная - обеспечение эффективного воздействия граждан на политический процесс;
- нормативно-ценностная - закрепление в обществе необходимых политических ценностей, установок, мотивов, норм, целей.
В процессе своего развития политическая культура выполняет наиболее общую функцию - функцию политической социализации личности. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействие на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники. Большинство ученых сходится в том, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых и общеколлективных ценностях. Политическая социализация - это вхождение человека в политику: его подготовка и включение в отношения власти осуществляется но мере и в процессе усвоения им господствующих культурных норм и ориентиров, ценностей и образцов политического поведения. Общезначимыми институтами политической социализации являются семья, система образования, средства массовой информации, государственные, партийные, а также религиозные организации и отдельные политические события. Роль и место данных институтов в политической социализации может меняться в зависимости от конкретных условий.
Человечество за многовековую историю выработало различные типы политической культуры; с точки зрения общественно-исторической (формационной) - рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая; с точки зрения социально-классовой — буржуазии, трудящихся (рабочий класс, крестьянство, интеллигенция), других социальных групп; с точки зрения политической ориентации - патриархальная, сословная, подданническая, активистская, демократическая; с точки зрения историко-регионалъной - доиндустриальная, континентально-европейская, англоамериканская и др.
Помимо универсальных типов политической культуры в обществе также складывается политическая культура отдельных социальных, этнических, конфессиональных, региональных субъектов, различающихся в политической жизни специфическими взглядами и предпочтениями. Их принято называть политическим субкультурами. В социально-политической литературе такая субкультура рассматривается как совокупность политических ориентациий многих людей в рамках данной культуры или, по крайней мере, отличающихся от культурных ориентаций, доминирующих в обществе. Примерами субкультур, формирующихся на незначительных различиях в политических ориентациях и действиях граждан, являются стили политического мышления и поведения жителей Москвы и Санкт-Петербурга или Рязани и Твери. В то же время существенно расходящимися субкультурами являются субкультуры большинства жителей Прибалтийских и Среднеазиатских государств. В качестве особенностей негритянской политической субкультуры американские исследователи выделяют более высокую степень доверия к федеральному правительству (по сравнению с доверием к правительствам штатов), а также значительно более четкую ориентацию на поддержку правительственных социальных программ.
Каковы же пути формирования политической культуры в современных условиях? Они следующие: целеустремленная духовно-идеологическая, образовательно-просветительская деятельность государств, политических партий, церкви, средств массовой информации, общественно-политических организаций и движений; стихийное воздействие на субъекта политики явлений обыденной жизни, возникающих в семье, трудовом коллективе, в кругу знакомых; вовлечение граждан в общественно-политическую жизнь общества.
Таким образом, политическая культура является разновидностью общей культуры, совокупным показателем политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, отражающих интегральный характер политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов.