Сравнительный анализ политических систем: Учеб. пособие

Автор: | Год издания: 2000 | Издатель: Москва: Весь Мир | Количество страниц: 318

Политические убеждения

Концепции политической легитимности соединяют нравствен­ные ценности с материальными интересами. Шведы считают се­бя «прагматичными идеалистами» и «принципиальными прагма­тиками». Избиратели оценивают государственных деятелей в со­ответствии с их успехами по снижению уровня безработицы, ин­фляции, возрастанию реальных доходов и равенства в доходах. В ряду названных экономических целей приоритет принадлежит полной занятости. Приверженность прагматическим, эмпириче­ским, гибким и честным способам решения социально-экономи­ческих проблем отражает важную роль инструментальной рациональности. Политики оценивают повышение технической ком­петентности как эффективную стратегию управления плановой экономикой. Кроме того, шведские лидеры и рядовые граждане придерживаются нравственных идеалов. Забота о социальной справедливости и этической правоте, сострадание к людям по­двигли правительственных чиновников на реализацию гумани­тарных социальных программ в своей стране и на проведение ми­ролюбивой политики за рубежом, особенно в развивающихся странах. Социализм означает для них сотрудничество, солидар­ность и заботу о нуждах людей, а отнюдь не классовую борьбу, безжалостную конкуренцию и возвышение государственной вла­сти над индивидуальными возможностями.

Большинство шведов не чувствуют противоречия между ин­дивидуализмом и коллективизмом в процессе проведения поли­тического курса. Индивидуальная ответственность находит вы­ражение в общем контексте. Согласно национальным выбороч­ным исследованиям, около половины населения Швеции счита­ют, что не индивид, а общество несет основную ответственность за обеспечение экономической безопасности и достойного жиз­ненного уровня. Большинство шведов одобряют государствен­ную политику, гарантирующую высокие пенсии, широкие воз­можности для трудоустройства, отличные школы, детские посо­бия и развитие многосторонней системы здравоохранения. Эти­ми социальными программами должны руководить не частные предприниматели, а правительственные учреждения — централь­ные, региональные или городские. Шведы предпочитают, чтобы такие программы финансировались через налогообложение и за счет взносов работодателей. В то же время они, будучи индивиду­алистами, высоко оценивают такие качества, как трудолюбие, ре­зультативность, инициативность и свобода выбора. Поэтому шведы хотят, чтобы правительство поддерживало систему част­ного предпринимательства, поощряло практику личных сбере­жений, совершенствовало программы профессиональной подго­товки и способствовало увеличению реальных доходов населе­ния, что, в свою очередь, увеличит потребление. Стремление к обретению личной независимости вопреки ограничениям, нала­гаемым патерналистскими семейными отношениями, находит выражение в политике по созданию детских учреждений, опла­чиваемых отпусков по уходу за ребенком, организации системы здравоохранения и назначению высоких пенсий.

В шведской интерпретации взаимоотношений правящих и уп­равляемых налицо смешение популизма и элитизма. Шведы реа­лизуют гражданские свободы в рамках политической системы:

все граждане, независимо от их социального статуса, участвуют в различных организациях, через которые их требования доходят до политических деятелей. Благодаря свободе средств массовой информации и общественным объединениям люди получают возможность критиковать своих лидеров. Кроме участия населе­ния в принятии решений, элитизм также оказывает влияние на процесс принятия политических решений. Большинство граждан с уважением относятся к экономистам, чиновникам и ученым. Противостояние населения авторитету государства здесь слабее, чем в Соединенных Штатах или в Великобритании, где наиболь­шей поддержкой пользуются классические доктрины либерализ­ма13.