Сравнительный анализ политических систем: Учеб. пособие

Автор: | Год издания: 2000 | Издатель: Москва: Весь Мир | Количество страниц: 318

Дюркгейм

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917) занимался изучением духовно-нравственных ценностей, связанных с на­родной (племенной) системой. Им была выработана телеологи­ческая интерпретация развития. Подобно тому как из желудя вы­растает дуб (его конечная цель или телос), так и общество дви­жется от простых однородных ценностей к их более сложному и неоднородному типу. Социальная солидарность основана на об­щности нравственных ценностей. Дюркгейм противопоставляет простую народную (племенную) систему промышленно разви­тым обществам. Такие системы объединяет «механическая соли­дарность». Всем людям присущи одни и те же священные ценно­сти. Коллективное сознание ставит во главу угла консенсус, ра­венство и общность. В отличие от него в индустриальных обще­ствах существуют более сложные, дифференцированные ценно­сти, служащие для обеспечения «органичной солидарности» в со­гласительной системе. Конфликт материальных интересов по­рождает раскол и неравенство. По мере снижения роли священ­ных ценностей возникает еще большее обособление священного от мирского. Индивиды утверждают собственную свободу на фо­не общественной гармонии. Преступления рассматриваются уже не как попрание Бога, а как причинение ущерба людям. Закон, утверждающий нравственные ценности общества, пытается объ­единить индивидов с различным отношением к ценностям и раз­личными интересами.

Согласно дюркгеймовскому структурному подходу, развитие означает переход от функционально слитной народной (племен­ной) системы к дифференцированным системам современных индустриальных обществ. Народная система характеризуется ми­нимальной ролевой специализацией. Глава семьи выступает как политик, ответственный за принятие решений, и распределяет земли, следит за соблюдением религиозных обрядов, учит мудро­сти. В современных промышленных обществах всеобщий харак­тер приобретает ролевая дифференциация. Плотность населения постоянно растет, стимулируя высокий уровень географической и социальной мобильности. Так как обладающим разнообразны­ми интересами индивидам приходится конкурировать между со­бой из-за ограниченных ресурсов, появляются различные слож­ные организационные структуры. Преобладающую роль начина­ют играть специализация и экономическая взаимозависимость. Поскольку людей уже не объединяют общие моральные ценно­сти или общность социальных ролей, их солидарность постоянно находится под угрозой разрушения вследствие возникновения политических катаклизмов, структурной фрагментации, соци­альной нестабильности, проявлений эгоизма и аномии (отсутст­вия норм). Координация дифференцирующегося общества долж­на осуществляться новыми интегрирующими структурами на ос­нове новых общественных норм.

Для Дюркгейма чувство солидарности безличному современ­ному индустриальному обществу придают государственные обра­зовательные институты. Поведение всех и каждого уже не сооб­разуется с некими общими для всех религиозными верованиями; поэтому основным институтом политической социализации, вы­полняющим функции, ранее присущие церкви, становится шко­ла. В ее обязанности входят формирование морали нации, внед­рение коллективного сознания и поддержание органической со­лидарности.

Играя важнейшую поведенческую роль, учитель должен быть уподоблен священнику, который, являясь моральным авторите­том, учит паству держать под контролем своекорыстные интере­сы. Учитель также служит образцом нравственности, подчерки­вая первичность национального альтруизма по отношению к личному эгоизму. Власть священника — от Бога. Власть учителя — от общества, которое Дюркгейм именует «великой моральной личностью», светским божеством. Подобно тому как священник интерпретирует волю Бога, учитель интерпретирует волю обще­ства — эту религию человечества. Подобное функциональное толкование роли учителя применимо, в частности, к мобилиза­ционным системам, в рамках которых школы, как считают ’ политики, являются распространителями политического образо­вания; именно они формируют нового человека.

Несмотря на утверждение о необходимости коллективных моральных ценностей и государственной регуляции экономиче­ской деятельности, Дюркгейм никогда не поддерживал револю­ционный социализм как основную стратегию социальных преобразований; он отстаивал экономический плюрализм, рели­гиозные ценности и жизнеспособность гражданского общества. Считая социализм слишком бюрократическим, он отрицал классовый конфликт, первичность экономических интересов и гос­подство государства над обществом. Капитализм, считал Дюрк-гейм, излишне подвержен своекорыстию, престижному потреб­лению и стремлению к частной выгоде. По его мнению, индуст­риализированные капиталистические общества с их развитой экономической специализацией нуждаются в сбалансировании дифференциации и интеграции. Государство и общественные об­разовательные институты восполняют моральные ценности — такие, как служение обществу, альтруизм и сочувствие, — спла­чивающие дифференцированное общество. Профессиональные объединения удовлетворяют индивидуальные потребности, бо­рются с эгоизмом и предотвращают опасность государственной тирании. Дюркгейм надеялся, что подобная плюралистическая организация обеспечит нравственную свободу индивида и ры­ночное общество8.