Сравнительный анализ политических систем: Учеб. пособие

Автор: | Год издания: 2000 | Издатель: Москва: Весь Мир | Количество страниц: 318

Маркс и Ленин

В отличие от теоретиков классического либерализма, стремя­щихся к постепенным реформистским преобразованиям в рамках капиталистического общества, марксисты связывают разви­тие с фундаментальной трансформацией всей социально-эконо­мической системы. Для Карла Маркса (1818—1883) эволюцион­ное реформаторство означало лишь достижение гармонии между отдельными классами, а не уничтожение классовой эксплуата­ции. С презрением относясь к идее примирения разногласий между различными группами, он хотел, чтобы рабочий класс сплотился вокруг такой политической партии, которая обостри­ла бы классовую борьбу, обеспечила уничтожение классов и по­строила социалистическое общество. Для осуществления этих революционных целей рабочие партии должны действовать неза­висимо от партий, представлявших интересы собственников-буржуа, которые ожидают, что классы забудут о собственных противоречивых интересах и объединятся под знаменем, на кото­ром будет начертано нечто непонятное и в высшей степени ту­манное, нечто такое, что под видом примирения интересов всех партий лишь скрывает господство одной единственной партии и ее интересов — партии буржуазии13.

Маркс предложил теорию стадий развития. Подразделив от­дельные исторические периоды в соответствии со «способами производства», он представил развитие европейского общества как прогрессирующее движение от первобытного коммунизма (эгалитарной народной системы) через рабство, феодализм и ка­питализм к коммунизму. Маркс отмечал различия между капита­листическим способом производства, переходной «первой фазой коммунистического общества» и «фазой развитого коммунисти­ческого общества». При капитализме большинство людей терпят нужду, отчуждение, являются объектом классовой эксплуатации. Буржуазия использует государство для подавления пролетариата и осуществления собственных классовых интересов. Координа­тором экономического обмена является «анархия рынка». Все общество охвачено классовой борьбой. На первой стадии комму­низма пролетариат, составляющий подавляющее большинство населения, возьмет под свой контроль центральное правительст­во. Согласно Марксу, государство будет олицетворять «револю­ционную диктатуру пролетариата», и ради уничтожения классо­вых антагонизмов, подавления контрреволюции, установления государственной собственности на капитал, обеспечения социа­лизированной экономики и предоставления простора для разви­тия производительных сил оно будет пользоваться принуждени­ем и даже террором. Государство централизует кредит, будет уп­равлять национальным банком, обеспечит бесплатное народное образование, возьмет под контроль средства массовой информации, транспорт и промышленность. В развитой фазе коммунизма государство, осуществляющее классовое господство, отомрет. Исчезнут такие явления, как основанная на репрессиях полити­ческая власть, богатство, зиждущееся на частной собственности на физический капитал, престижное общественное положение, связанное с жесткими классовыми различиями. Высокая произ­водительность труда, передовые технологии и коллективная соб­ственность на капитал приведут бесклассовое общество к эконо­мическому изобилию. Экономическая деятельность во всемир­ном масштабе будет проходить в рамках центрального планиро­вания. На этой высшей стадии экономического развития отчуж­дение личности заменяется всеобщей солидарностью. Правите­лей и управляемых уже не разделяет пропасть. С уничтожением государственного принуждения и классовой эксплуатации разви­тое коммунистическое общество обеспечит полное социальное равенство, распределение товаров в соответствии с потребностя­ми людей, а также «свободное развитие личности». Людей станут ценить за то, что они высшие человеческие существа, а не рас­сматривать как специализированные орудия производства.

Для Маркса цель политического развития состояла в преобра­зовании общества, т. е. в уничтожении отчуждения, классовой эксплуатации и государственного принуждения. Развитие вклю­чает в себя трансформацию одного способа производства в иной способ организации экономического производства. В основе ре­волюционной трансформации капитализма лежат структурные кризисы. Маркс полагал, что с развитием капитализма обостря­ются его противоречия. Возникает конфликт между производи­тельными силами (машинами, рабочей силой, источниками энергии) и классовыми отношениями, и этот конфликт мешает росту экономического развития. Когда фабричные рабочие орга­низуют союзы и собственные политические партии, капиталисты противостоят их требованиям. В условиях капитализма возраста­ет безработица, чередование пиков и спадов промышленного цикла; в особенности усиливается отчуждение рабочих. Обостря­ется классовая борьба. Рабочие оказываются в большей степени сплоченными. Объединенные общими условиями жизни, общи­ми интересами и ценностями, они мобилизуют свои силы на кол­лективные действия, направленные на свержение капиталисти­ческой системы.

Для создания коммунистического общества Маркс считал не­обходимым объединить структурные условия с поведенческими требованиями просвещенного руководства и классовым созна­нием. Он хотел, чтобы в политических партиях пролетариат играл стихийную, эгалитарную роль. Вместо буржуазных интеллектуа­лов рабочие партии должны возглавлять философы и рабочие, совместно претворяющие социалистическую теорию в политиче­скую практику. Если пролетариат представляет необходимые для завоевания политической власти людские ресурсы и оружие, то интеллектуалы дают необходимое для мобилизации масс на борь­бу с капитализмом теоретическое оружие и знания. С участием в революционных политических организациях растет солидар­ность рабочих в поведенческом плане, в частности их самоотож­дествление с пролетарским классом и осознание, что судьбу от­дельного рабочего решают совместные действия. Следовательно, для Маркса развитие коммунистического общества зависит от активного участия в политике пролетариата14.

Если Маркс придерживался весьма оптимистической точки зрения на способность пролетариата стихийно руководить рево­люцией, направленной на свержение капитализма, то В. И. Ле­нин (1870—1924) занимал по этому вопросу пессимистическую позицию. По его мнению, контроль над стихийностью масс со стороны элитарной политической организации был главным пу­тем к установлению социалистического общества. Он хотел заво­евания политической власти еще до того, как массы будут подго­товлены к социализму. Ленин полагался на мощное государство и, в частности, на профессионально организованную авангард­ную партию, призванную мобилизовать массы на осуществление намеченных лидерами задач. Координируя деятельность, форму­лируя общие цели и определяя средства их достижения, авангар­дная коммунистическая партия, возглавляемая в основном ин­теллигенцией и «образованными рабочими», мобилизует массы на социалистические преобразования. Несмотря на внимание к авангардной роли партии, Ленин хотел также расширять участие масс в политике. Партия должна не отрываться от масс, а поддер­живать тесную связь с ними. Она должна руководить различными массовыми организациями, включая профсоюзы, образователь­ные кружки и юношеские объединения. При широком членстве и децентрализованной структуре они позволяют каждому участ­вовать в принятии решений. Однако в отличие от согласительной структуры власти, ленинистская мобилизационная система пре­доставляла массовым организациям мало политической власти и контролировала их деятельность. Партия вела общество к социа­лизму (Маркс называл его «первой фазой» коммунистического общества), а в конечном счете и к «более развитой фазе» — ком­мунизму. По Ленину, только с установлением полного комму­низма данная система достигнет наивысшей стадии развития. На этой стадии исчезают классы. Государство отмирает. Становится возможной истинная свобода. Воцаряется всеобщее политиче­ское и экономическое равенство. Только тогда, по мнению Лени­на, общество реализует Марксово видение справедливости: «от каждого по способностям, каждому по потребностям»15.