§ 4. К демократической политической стабильности
Политическая стабильность (от лат. stabilis – устойчивый) – характеристика, состояние политической жизни общества, проявляющаяся в устойчивом функционировании всех имеющихся в обществе политических институтов, в соблюдении юридических, политических и моральных норм, а также важнейших социальных традиций, сложившихся в нем, в мирном разрешении конфликтных ситуаций, что в целом .позволяет данной общественной системе эффективно функционировать и развиваться, сохраняя свою структуру и качественную определенность.
Политическая стабильность – это сложное, многофакторное и многомерное явление. Она представляет собой обобщающую, комплексную и функциональную характеристику качества взаимодействия основных субъектов политики, эффективности деятельности властных структур, способности политического руководства и общества в целом адекватно отвечать на вызовы времени и решать насущные задачи, сохраняя устойчивость и необходимый уровень согласия между основными политическими силами.
Понятие “политическая стабильность” характеризует систему связей между различными политическими субъектами; структуру совокупности политических созидательных процессов в политической системе; состояние общества, характерной чертой которого является относительное согласие основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития; политическую жизнь общества в целом. [c.388]
Необходимо отличать политическую стабильность от застоя, стагнации и сходных ситуаций, когда динамика политической жизни общества резко замедляется, а развитие затормаживается. Противоположностью политической стабильности общества выступает нестабильность общественно-политического развития. Нарушение стабильности обычно бывает двух типов. Оно может иметь как фундаментальный характер, при котором настоятельно требуются коренные изменения в общественном устройстве в целом, так и ситуационный характер, при котором необходимые преобразования осуществляются без революционных потрясений и ломок политической системы. В известном смысле весь политический генезис человечества – это совокупность политических процессов, имеющих большую или меньшую степень стабильности или нестабильности. Политическая стабильность, равно как и политическая нестабильность общества могут проявляться в условиях любого режима: тоталитарного, авторитарного, демократического или переходных между ними.
Политическая стабильность не имеет определенного аксиологического значения: стабильной может быть и тоталитарная, и демократическая система политических отношений. Но в России идет процесс становления правового государства, поэтому политическая стабилизация российского общества, помимо общих принципов устойчивости функционирования системы, предполагает наличие атрибутивных качеств демократии, и прежде всего, соблюдения прав человека, свободы политического выбора, укрепления солидарности, социального партнерства. При оценке политической стабильности в стране необходимо учитывать, с одной стороны, эффективность и надежность механизмов воспроизводства политической системы, с другой – демократическое содержание развития политических процессов.
Политическая стабильность обычно характеризует устойчивое, поступательное развитие общества в соответствии с историческими и цивилизационными закономерностями его развития. Ценностное содержание политически стабильного развития может быть определено в результате объективного анализа и оценки правящего политического режима, уровня продвижения обществом по пути социального прогресса и его достижений в целом.
Политическая стабильность, как правило, достигается двумя способами: либо путем диктатуры, введения чрезвычайного положения, либо путем развития демократии. Стабильность достигаемая путем насилия, страха, подавления, как правило, исторически недолговечна и непрочна, ибо покоится на преследовании корпоративных интересов и целей. В силу этого она приобретает иллюзорный характер, так как может обеспечить лишь временный успех определенной политической силы, но не стабильное состояние общества. [c.389] Такая форма стабильности достигается “сверху”, без участия народных масс и оппозиции. Иной вариант представляет собой стабильность на основе демократии, имеющей широкую социальную базу, предполагающую подлинный плюрализм во всех сферах общества и согласование интересов основных социально-политических сил.
Различают внутриполитическую, региональную и международную политическую стабильность. Их специфика связана, прежде всего, с включенными в них политическими субъектами.
Для внутриполитической стабильности целесообразно различать две политические системы: автономную и мобилизационную. Первая из них выполняет возложенные на нее функции, главным образом, за счет легитимации власти, т.е. добровольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. Для второй характерна обстановка или всеобщего общественного подъема (революции, отражение внешней агрессии), или замена нормального функционирования политической системы открытым насилием по отношению к обществу в целом, отдельным его элементам.
Автономная политическая стабильность означает согласование интересов, тогда как в мобилизационной системе главенствующим может выступать частный интерес.
Целесообразно различать статический и динамический виды стабильности. Первый (древнейший) состоит в создании и сохранении неподвижных социальных и политических структур, постоянных политических институтов и отношений, Он исторически связан с представлениями о незыблемости общественных устоев, замедленным темпом прогресса и т.д.
В конце второго тысячелетия формируется новый, динамический тип стабильности, принципиально отличающийся от статической стабильности социального и политического порядка. Динамический тип стабильности выработан обществами, освоившими механизм обновления, перестройки и развития в пределах сложившихся общественно-политических систем, воспринявшим его в качестве стабилизирующего фактора. Такие и подобные им политические системы стабилизируются благодаря их способности воспринимать и ассимилировать внутренние и внешние трансформирующие импульсы, органично включать в демократический процесс механизмы не только предотвращения, но и управления конфликтами для упрочения политической стабильности общества.
Факторы, обеспечивающие политическую стабильность, можно для упрощения анализа условно разделить на собственно политические, социально-экономические, нравственные, идеологические и социокультурные. Целесообразно также учитывать их взаимосвязь и взаимовлияние. Так, например, устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие, учет политиками традиций и особенностей развития общества способствуют его политической стабильности, которая, в свою очередь, является необходимой предпосылкой для успешного функционирования всех общественных институтов и структур. [c.390]
Основные условия и факторы политической стабильности:
– эффективное функционирование политической системы, всех ее подсистем, успешное разрешение обществом насущных задач развития и обеспечения прогресса;
– согласие основных или ведущих социальных групп и выражающих их интересы политических организаций по основным вопросам общественного развития;
– необходимый уровень доверия к деятельности властных институтов со стороны общества, их умение в достаточной степени выражать интересы большинства;
– высокая эффективность и лёгитимность политического режима, легальность властей;
– наличие правовой системы, создающей необходимые условия для рационального и естественного функционирования данного общества;
– обеспечение основных прав и свобод человека, нахождение оптимума между участвующими в политике и абсентеистами;
– разумное распределение полномочий между центральными и местными властями, оптимизация количества политических подсистем, уровня их автономизации;
– руководство страной в соответствии с основными традициями, нормами морали, этики и религии, нахождение их оптимального взаимодействия. Нахождение оптимального взаимодействия между правом, моралью и политической культурой общества;
– недопущение резкой социальной дифференциации общества;
– отсутствие (предотвращение и эффективное разрешение) острых социальных, национально-этнических и религиозных конфликтов;
– эффективность господствующего, инициируемого руководством страны (общества) потока политической коммуникации;
– умение руководителей властных структур и общественных движений использовать международный опыт, международные и региональные стабилизационные факторы в интересах национального развития, социального прогресса и политической стабильности общества;
– наличие общих элементов политической культуры у “управляющих” и “управляемых”.
Рассмотренные выше условия и факторы в свой совокупности представляют идеальную модель политической стабильности. Ясно, что в реальной жизни степень их наличия и реализации различна. Однако во всех случаях ключевыми условиями политической стабильности являются легитимность, легальность и эффективность существующего режима, политической системы общества; наличие необходимой социальной базы поддержки властных институтов; согласие ведущих социально-политических сил по поводу основных целей и задач развития страны; консолидация общества на основе общепризнанной цели; своевременное разрешение и предупреждение острых конфликтов; значимость и действенность господствующего, инициируемого властными структурами, потока политической коммуникации. [c.391]
Политическая стабильность имеет временное измерение, которое определяется сроком эффективного функционирования данной политической системы общества. Ослабление политической системы, ошибки или “сбои” в ее работе ведут к сокращению “шагреневой кожи” стабильности, а в конечном счете к дестабилизации. Особенно опасным, политически нестабильным для жизни любого общества является время переходных периодов, радикальных изменений, реформ, революций. Не случайно одна из наиболее распространенных на Востоке мудростей, ведущей начало от времен Конфуция, гласит: “Не дай бог родиться и жить в эпоху перемен”.
В то же время последовательные и поэтапные реформы, ведущие к оптимальной реформации политической системы, поддержка преобразований массами, высокий уровень руководства страной и необходимый авторитет властей могут обеспечить сохранение политической стабильности и в реформационное время.
Можно выделить ряд дестабилизирующих факторов в России:
Незавершенность и противоречивость переходного периода, в котором находится страна, возможность альтернативного или коррекционного курсов развития.
Недостаточная эффективность политической системы общества, незавершенность процесса ее формирования, несогласованность действий различных ветвей власти.
Незавершенность, противоречивость и непредсказуемость развития нормативно-правовой базы.
Недостаточно эффективная социальная политика и опасный уровень социальной дифференциации общества.
Наличие ряда острых, пока не урегулированных национально-этнических конфликтов. Проблема устройства сотен тысяч беженцев и переселенцев, а также россиян из ближнего зарубежья.
Полярность позиций по ряду важных вопросов двух основных социально-политических блоков, противоречивость политического сознания общества.
Затянувшийся процесс кризисного экономического развития. [c.392]
Высокий уровень преступности, в том числе организованной.
“Размытость” геополитической программы развития России, ее национальных интересов и приоритетов.
В этих условиях особое значение приобретает анализ условий и факторов, содействующих политической стабилизации Российской Федерации. К ним следует отнести:
Формирование и укрепление современной политической системы, повышение уровня политического руководства российским обществом, укрепление устойчивости общественных отношений.
Курс на создание правового и социального государства.
Формирование плюралистического общества, многопартийной системы.
Демократические парламентские, президентские и местные выборы.
Демократические преобразования в экономической сфере, формирование рыночных отношений.
Поддержка частью населения стратегического курса на демократическое обновление, начало формирования среднего класса.
Наличие необходимого уровня поддержки мировым сообществом демократических преобразований в Российской Федерации.
Использование ряда общепризнанных мировых политических институтов для стабилизации общества.
Основным фактором обеспечения политической стабильности является адекватное функционирование политической системы общества, властно-организующей основные политические процессы и деятельность людей. Именно политическая система является главным, хотя и не единственным гарантом социального и политического порядка в обществе, его политической стабильности.
Согласование позиций “действующих элементов” политической системы, предотвращение остроконфликтной формы разрешения противоречий, которая бы угрожала целостности данного общества, возможно лишь посредством относительно справедливого соединения, взаимной нивелировки прогрессирующих общественных потребностей, предупреждения крайней поляризации движимых ими социально-политических сил на основе выработки, соблюдения и применения определенных норм и правил поведения субъектов политики.
Взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность компонентов следует рассматривать в качестве основного признака целостности политической системы, устойчивость которой во многом определяется характером взаимоотношений между субъектами политики и действенностью “внутрисистемных” механизмов их регулирования. Устойчивость политической системы выступает основным гарантом политической стабильности общества. [c.393]