§ 3. Геополитическое видение мира
В связи со сложными и противоречивыми проблемами формирования нового мирового порядка, выходом на политическую арену новых государств и активизацией их деятельности, внимание ученых и политиков в последнее десятилетие обращается на роль геополитических факторов (пространства, населения, природных ресурсов, среды проживания людей) в мировой политике. Геополитика – научная концепция, обосновывающаяся на результатах анализа и обобщения объективных данных физической, экономической и политической географии всего мира и каждой конкретной страны, взаимовлияния природных, социальных, экономических, политических и культурных факторов на развитие человечества в целом и каждого отдельного народа в частности. Геополитика (греч. geos – земля – первая составная часть сложных слов, относящихся к земле: геология, география) – политическая концепция, доктрина, отражающая и анализирующая сложную зависимость и связь внешней политики государства, международных отношений в связи с географическим положением государств и стран – климатом, природными ресурсами, территорией, количеством населения и его составом.
Первым, кто употребил термин “геополитика” был шведский профессор истории и политических наук Гетеборга и Уппсалы Р. Челлен (1864–1922). Он полагал, что “это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве”. Еще раньше этой проблемой занимался известный немецкий исследователь Ф. Ратцель (1844–1904), автор книги “Политическая география”, в которой он исследовал проблемы экспансии государств, их “жизненного пространства”. Можно выделить и другого немецкого ученого, издателя журнала “Геополитика”, автора концепции “Континентального блока” (сотрудничество Германии, России и Японии) К. Хаусхофера (1869-1946).
Известный российский геополитолог А.Г. Дугин отмечал, что “геополитика основана на тезисе: “географический рельеф как судьба”. География и пространство выступают в геополитике в той же функции, как
деньги и производственные отношения в марксизме и либерализме, – к ним сводятся все основополагающие аспекты человеческого существования”6. [c.449]
Геополитика – одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы. Геополитика представляет собой вид внешней политики, определяемый территориальными интересами народов и стран. Геополитическая теория исследует связи между пространственными и функционально-политическими характеристиками различных стран и регионов мира. Важнейшей проблемой геополитики является изучение сочетания мировой, региональной и государственной (страновой) безопасности в связи с анализом политико-географических факторов. В силу этого геополитику “можно рассматривать как дисциплину, изучающую основополагающие структуры и субъекты, глобальные или стратегические направления, важнейшие закономерности и принципы жизнедеятельности, функционирования и эволюции современного мирового сообщества”7.
В основе геополитики лежат такие понятия, как “теллурократия”, или “сухопутное могущество” (в ее основе лежит heartland (хартленд) – “земля сердцевины”), “талассократия”, или “морское могущество”; “rimland” (римленд), или “прибрежная зона”, “береговая зона”. В ней рассматриваются законы дуализма стихий (Суша против Моря), преимущества и слабые места государств, в силу расположения или контроля ими соответствующих географических зон и сфер. Соответственно геополитики акцентируют внимание на причины, обеспечивавшие историческое “выдвижение” на лидирующие позиции в мире сухопутных, морских или стран с обширным “римлендом”. В последнее десятилетие геополитологи, наряду с политико-географическим анализом различных государств, особое внимание уделяют процессам взаимодействия и противодействия между цивилизациями.
Геополитика устанавливает определенные закономерности. Среди них:
• контроль над пространством теряют те геополитические субъекты, которые не обладают необходимыми и достаточными возможностями для завоевания и удержания территории, не обладают нужными качествами самодостаточности; [c.450]
• потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другим;
• стабильность, устойчивость и безопасность геополитического субъекта достигается некоторым оптимумом подконтрольного пространства, так как чем шире пространство, тем труднее оно поддается управлению со стороны субъекта;
• иногда преимущества получает тот субъект, который контролирует ключевые (геостратегические) точки пространства, а сила или слабость геополитического пространства субъекта производив от степени его самодостаточности и контроля над ключевыми точками;
• контроль над космическим пространством и коммуникационной сферой;
• геополитические позиции (уровни) государств во многом зависят от степени развития их экономического и военного потенциала, обладания ядерным оружием;
• геополитические линии “разлома” и разобщения стран и народов проходят между господствующими богатыми и зависимыми бедными экономиками по линии “Север – Юг”, а также “центр – периферия”, по которым происходит распределение власти и богатства (3 млрд. жителей Африки южнее Сахары, Южной Азии, Индия и Китай имеют средний годовой доход на душу населения менее 400 долл., 1,5 млрд. человек на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Северной Африке – 2 тыс. долл., а 850 млн. жителей наиболее развитых стран – 20 тыс. долл.);
• рассмотрение геополитических приоритетов и целей государств должно осуществляться в контексте не только странового, но и межцивилизационного анализа, поскольку различным странам в принципе легче достичь взаимопонимания в рамках региональной цивилизации (“западной”, “исламской”, “восточной” и т.д.), чем за их “границами”;
• количество населения, национальные черты и особенности народов обязательно рассматриваются в качестве важных геополитических факторов8.
Так, например, с чисто геополитической точки зрения, США, как морская держава, для поддержания влияния на другие “заморские” страны должна сохранять определенный контроль над их “хартлендом” или “римлендом”. Именно этим и объясняется наличие у этого государства такого огромного количества военных баз за рубежом. Поскольку господствующим в мире является “евро-азиатский хартленд”, постольку основная стратегическая задача США – сохранение влияния над Западной Европой. Г. Киссинджер справедливо отмечал, что “господство какой-либо одной державы над любым из составляющих Евразию континентов – все еще остается критерием стратегической опасности для Америки”9. [c.451] Соответственно, продвижение НАТО через Восточную Европу к границам Российской Федерации – это, с геополитической точки зрения, важное достижение США. Данный процесс мог быть изначально ограничен подписанием соответствующих международно-правовых договоренностей между СССР и США во время объединения ФРГ и ГДР (тогда были даны только устные гарантии представителей США), а также оставлением на территории ФРГ, хотя бы символического контингента советских войск в “противовес” мощной американской военной группировке. Однако это не было сделано10.
Специалисты в области международной политики, исходя из реальностей современного мира, прогнозируют несколько геополитических моделей формирования мирового порядка. Согласно первой, мир предстает как однополюсно-авторитарная модель, в которой США по своей воле и вынужденно станут заниматься “устройством мира”, исходя из собственных национальных интересов и миропонимания.
Вторая – новая биполярная коллизионная модель, в которой ведущую роль в мировой политике призваны играть США и Китай (последние двадцать лет самые высокие темпы экономического развития в мире, каждый четвертый житель земли – китаец). Однако этот вариант, по мнению многих исследователей, больше умозрителен.
Третья – многополюсный мир – неконфронтационная демократическая система, связанная с явно обозначившейся тенденцией формирования мирового сообщества народов, отношения в котором регулируются принципами и буквой международного права и где главную роль играет баланс интересов между различными, прежде всего ведущими государствами – центрами политического влияния и мощи.
И хотя наиболее вероятной и перспективной в настоящее время представляется последняя модель, понятно, что ее реализация будет испытывать на себе воздействие двух первых вариантов мирового геополитического развития. [c.452]