Словарь по политологии

267 термінів |

ИДЕОЛОГИЯ

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. idea - идея и logos - учение: учение об идеях) - в пространстве промышленной культуры осмысление политической и иной со­циальной структуры с позиций обособленного субъекта познания. Развитие науки в Западной культуре привело к господству "объект­ного" осознания предмета. Объект и субъект познания в этой парадигме жестко противопоставлены и разделены, задача человека - осмыслить предмет так, как он есть в себе. В обществе такое познание затруднено и проблематично, поскольку люди осмысливают свой внутренний опыт, а он всегда частичен. К частичности опыта присоединяются ценностные ориен­тации и цели деятельности людей и их различных корпораций, которые мо­дифицируют содержание знания об общества. Развитие свободы в Западной политике привело к возникновению ли­берального сознания, которое становится оппозиционным по отношению к господствующей государственной ментальности, которая до этого момента была доминирующей. Возникает дихотомия официальной и оппозиционной идеологии, которые взаимодействуют сложным образом, в зависимости от соответствия общества и государства. Особенно жестко эта дифференциа­ция идеологий проявляется с появлением радикализма, в особенности, пролетарского, в частности, марксизма. Идеология получает развитие в трех основных формах, которые выра­жали аспекты основы и тенденции эволюции промышленной культуры. К этим формам идеологии относятся консерватизм, либерализм и радикализм. К консерватизму тяготеют традиционные политические силы, выражающие ин­тересы наличной культуры. Либеральная идеология выразила содержание развитой промышленной культуры. Радикализм, критически осмысливая ре­альность, нацеливал оппозиционеров в отношении к наличной культуре на революционно-реформационные действия по кардинальному преобразованию общества. Политическая и идеологическая история промышленной Европы представляет собой, по сути дела, историю взаимодействия, борьбы поли­тических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориента­ции. Проблема идеологии тесно связана с управлением обществом, с проб­лемой насилия и, соответственно, с судьбами практически всех людей планеты. Поэтому в современном обществе делаются попытки разделить идеологию и утопию (К.Ясперс, К.Мангейм и др.). Идеология позволяет обосновать господство в политике и обществе исторически актуализиро­ванных субъектов, способствовать их превращению в политическую элиту. Утопия ориентирована на псевдоисторию, позволяет актуализироваться мнимым политическим и социальным субъектам. В реальности социализация утопии как консервативной, так и радикальной, приводит к социальным деструкциям и к росту насилия. В современном мире насилие приобрело форму Апокалипсиса, поэтому проблема утопичности политической деятель­ности становится одной из самых актуальных проблем. В то же время раз­делить идеологию и утопию принципиально невозможно, это противоречие разрешается в практической сфере. Поэтому можно констатировать, что мощь человечества, которая создана в постиндустриальном обществе, востребует новую идеологию и новую организацию планетарного сообщест­ва. Отрицательные стороны идеологии привели к возникновению попыток отказаться от этой "нестрогой и субъективированной" формы осмысления общества и обоснования форм деятельности в нем. Эта "идеология" полу­чила название "деидеологизации" (Д.Белл). Но практика показала утопич­ность этой идеи, поскольку принципиально невозможно создать альтерна­тивное "неидеологичное" осознание общества. Очевидно, что снижение уровня корпоративности и спекулятивности идеологического сознания связано с развитием политической и общечело­веческой культуры. В постмодернистском ментальном и плюралистичном по­литическом пространствах идеологическая актуализация осуществляется за счет бесцензурного открытого взаимодействия множества культурно-поли­тических субъектов. Получает востребованность интегративная идеология, в основе которой зафиксирована идея сотрудничества, а не противоборс­тва различных идеологических и политических субъектов. Для современной России характерна в высшей степени неопределенная и спекулятивная идеология.

Словарь по политологии

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

стали возникать в Европе в середине XIX в. после превращения наемных промышленных рабочих в многочисленный класс и идеологического оформления коммунистического мировоззрения. До Маркса и Энгельса рабочее движение носило локальный и ... Читай дальше

НАЦИОНАЛИЗМ

(от лат. natio - нация, народ) - идеология, основанная на пропаганде национальной исключительности и национального превосходс­тва, а также политика, реализующая националистическую идеологию. Наци­онализм может выражаться в разжигании национальной ненависти и ... Читай дальше

КОНСЕРВАТИЗМ

(от лат.conservate - сохранять, охранять, за­ботиться о сохранении) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Многочисленные ... Читай дальше

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ

(фр. contre-revolution) - политический процесс, обрат­ный революции. Контрреволюция может быть нисходящей и восходящей. Нис­ходящая контрреволюция представляет собой попытку политиков, отстранен­ных от власти, вернуть ее. Восходящая контрреволюция, напротив, предс­тавляет собой попытку ... Читай дальше

БАРДТ

Бардт (Bahrdt) Ханс Пауль (03.12.1918, Дрезден) -западно-германский социолог. В 1952 г. закончил Геттингенский университет, с 1958 г.- профессор Ганиоверской высшей технической школы, с 1962 г.- Геттингенского университета. Социологические взгляды Бардта ... Читай дальше