Словарь по политологии

267 термінів |

КОНСЕРВАТИЗМ

КОНСЕРВАТИЗМ - (от лат.conservate - сохранять, охранять, за­ботиться о сохранении) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Многочисленные социальные из­менения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феода­лизма, вызвали к жизни такое явление как консерватизм. Впервые термин «консерватизм» был введен в обиход фран­цузским писателем Ф.Р.Шатобрианом (1768-1848), основавшим журнал «Консерватор», который выражал взгляды сторонников политической и религиозной реставрации в послереволюционной Франции. Консерватизм в то время означал идеологию феодально-аристократической реакции, критику идей Просвещения «справа», апологию феодальных устоев и дворянско-клерикальных привилегий. Ведущими теоретиками консерватизма конца XVIII-начала XIX ве­ков были Э.Берк, С.Колридж, У,Вордсворт, Ж.де Местр и др. Э.Берк написал в 1790 году книгу «Размышления о французской революции», которая стала «Библией» консерватизма. На раннем этапе своего развития консерватизм отражал интересы дворянских кругов, а в XIX веке, приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в иде­ологическое оружие буржуазии. Самым важным вкладом в развитие ли­беральной политической и экономической философии стало укрепление консерватизмом социальной интеграции. Традиционализм как разновидность консерватизма делает упор на необходимости сохранения социальных устоев и соб­людении моральных традиций, присущих рыночному капитализму, а в некоторых случаях и феодализму. В ходе своего развития консерватизм приобрел ярко выраженные черты либертаризма, центральными позициями которого стали крайний антиэ­татизм, неограниченная свобода индивида. Либертаризм утверждает первенство прав индивида над интересами коллектива, недопусти­мость государственного вмешательства в экономику, рассматривает государство благосостояния лишь вариантом социализма. Другой разновидностью консерватизма, как считают многие политологи, является неоконсерватизм. По своему подходу к решению важнейших политических и социальных вопросов очень близок к нео­либерализму Исследование различных форм неоконсерватизма в Западной Европе и США позволил ряду политологов сделать вывод о том, что существует три его разновидности. Первая - либерально-консервативная, которая ярко выражена в Великобритании и США, где слияние либерализма и консерватизма полностью завершилось, и либерализм представляет единая партия, находящаяся на правом фланге политического спект­ра, обладающая однородной идеологией и устойчивой социальной ба­зой. Эта форма неоконсерватизма утверждает максимально тесные связи между рыночной экономикой, индивидуальной свободой и властью закона. Следующая разновидность - христианская демократия. Здесь глав­ный акцент ставится на ценности христианского морального порядка. Христианская демократия одобряет в отличие от либерального кон­серватизма государственное регулирование поведения людей, а кон­цепция органичного общества сохраняет большое влияние. Наблюдается растущее сближение этих двух разновидностей сов­ременного консерватизма. К третьей разновидности относится авторитарный консерватизм или консервативный национализм, который отстаивает сильное государство, необходимой для защиты консервативных ценностей. За государством признается право вмеши­ваться как в экономику, так и в деятельность отдельных институ­тов, поскольку рынок и личность считаются выражением анархистских начал. Национализм и популизм в значительно большей степени при­сущи именно данной разновидности. Консервативный национализм придает первенствующее значение национальным традициям, национальному единству и национальной гордости, что работает на укрепление государства. Все три разновидности консерватизма, несмотря на различия в своих идеологических нюансах и акцен­тах, должны рассматриваться как составные части целостной консервативной плеяды, имеющей ряд основных принципов, которые разделяются всеми его подразделениями. К ним отно­сятся следующие: - существует универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией; - природа человека несовершенна, в ней скрыва­ется неразумие и греховность; - естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития; - попытки социального уравнительства с помощью силы закона бесперспективны; - важнейшая роль частной собственности для дос­тижения личной свободы и защиты социального порядка; - ненадежность прогресса; традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса; - сфера человеческого разума ограничена, отсю­да вытекает важность традиций, институтов, символов, ритуалов и даже предрассудков; - рассредоточение, ограничение и сбалансирован­ность политической власти, которая способна предотвратить возмож­ную тиранию правления большинства.

Словарь по политологии