ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПОЛИТИКЕ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПОЛИТИКЕ (от лат. intelligentia - понимание, intelligens - мыслящий, разумный) занимает место, которое определяется фактическим разделением труда и общественной организацией в целом. Это место зависит от содержания деятельности интеллигенции, которая может быть либо творчески - пассионарной либо институционализированно - репродукционной, а также от свойств среды, в которой статуирована эта часть населения. Развитие промышленных отношений приводит к возрастанию роли интеллигенции. Она превращается в мощный фактор политической жизни. Интеллигенцию в отношении политики следует разделить на две категории: наемную рабочую силу высокой степени дифференциации, развития и сложности выполняемых функций, а также <свободных> мыслителей. Как наемная рабочая сила интеллигенция пронизывает всю политическую структуру - это значительная часть служащих, бюрократии, номенклатуры, членов партий, идеологов, представителей элиты; публицисты и субъекты сферы общественного сознания и общественной психологии, искусства и т. д. Первый отряд интеллигенции противоречив: он имеет свободу сознания и, одновременно, включен в политические институты (ангажирован), что ограничивает его свободу законами корпорации. Вторая, немногочисленная, часть интеллигенции в максимальной мере свободна от идеологических обязанностей, частичности сознания. Это социальный слой, «парящий» вне определенных социально-политических отношений (К. Мангейм). Его представители в состоянии наиболее полно осознавать политический и социальный опыт. Подобное осознание позволяет обществу ориентироваться в своей организации, минимизировать социальные потрясения. Без свободы такой интеллигенции общество крайне идеологизируется, частичные интересы господствующих слоев и элиты превращаются в цель общественного движения. При современной развитой демократии набор свобод и плюрализм в политике формируют условия для деидеологизированного сознания, несмотря на то, что политика без идеологии существовать не может. В условиях господства тоталитаризма все члены общества, включая и интеллигентов, лишаются права на свободное сознание. Сознание становится функцией политики, критичность утрачивается. В конечном итоге общество теряет «иммунитет» ориентации и приходит к стагнации, как это произошло с социализмом. Открытость современного общества не может существовать без адекватного понимания происходящего. Поэтому политика не может не востребовать деятельность "независимой" интеллигенции.
Словарь по политологии
ИДЕОЛОГИЯ
(от греч. idea - идея и logos - учение: учение об идеях) - в пространстве промышленной культуры осмысление политической и иной социальной структуры с позиций обособленного субъекта познания. Развитие науки ... Читай дальше
ИДЕАЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве ... Читай дальше
БЕРНАРД
Бернард (Bernard) Лютер Ли (29.10.1881, графство Рассел, Кентукки, США,-23.01.1951, Стейт-Колледж, Пенсильвания) - американский социолог и социологический психолог (последователь психологической социологии Ч. Эллвуда), читал курсы социологии, социальной психологии и политической науки ... Читай дальше
ИНТЕРЕСЫ В ПОЛИТИКЕ
(от лат. interest - имеет значение, важно) являются непосредственной основой политической идеологии и мотивами деятельности. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную. Действительная общественно-политическая ситуация выступает в качестве объективной основы ... Читай дальше
ВЛАСТЬ (ФОРМЫ ВЛАСТИ В КРАТОЛОГИИ)
одна из систем классификации власти, в основу которой положены разнообразные формообразующие элементы власти (от греч. kratos - власть). Подобная классификация опирается на разнородные логико-исторические основания и включает в себя несколько ... Читай дальше