Автор: Зборовский Г.Е. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 608
Барнз (Barnes) Гарри (Хэрри) Элмер (15.06.1889, Нью-Йорк - 1968) - американский социолог, историк культуры, публицист. ...
Арон (Аrоn) Раймон (14.03.1905, Париж-17.10.1983, Париж) - французский социолог и публицист. С 1930 г.- профессор ...
Белл (Bell) Даниел (Ю.05.1919, Нью-Йорк) - американский социолог, специалист в области истории обществ, мысли, политических ...
Бергер (Berger) Питер Людвиг (17.03.1929, Вена) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный ...
наличие консенсуса, единодушия, согласованности между различными социальными силами гражданского общества (или большинства из них) по ...
Любая наука имеет свою историю. Она может быть длинной или короткой, бурной, насыщенной драматическими событиями или относительно спокойной. Она может быть известной узкому кругу специалистов или привлекать внимание широкой общественности. Она может давать миру созвездие ученых, имена которых знакомы уже в начальной школе; однако, не исключена ситуация, когда даже название науки (не говоря уже о ее истории) не становится достоянием самых разных слоев населения.
Какова же история такой науки, как социология? Насколько знание истории социологии необходимо для понимания развития общества и его социальной мысли? Чему это знание учит? Как соотносится история социологии с современным развитием социологической науки и практики?
В самом общем виде история социологии — это раздел социологической науки (иногда его называют даже особой наукой, что, видимо, не совсем точно), в рамках которого рассматривается процесс ее зарождения, становления, функционирования, развития. Поскольку любая наука, в том числе социологическая, в своем становлении и развитии означает, прежде всего, формирование и функционирование направлений, течений и школ; отраслей и сфер, теорий и концепций, парадигм и моделей, постольку рассмотрение истории социологии есть в первую очередь выделение и осмысление этих направлений, школ, теорий, парадигм, определяющих процесс изменения социологического знания.
Сразу же охарактеризуем пока малознакомое понятие парадигмы, которое в дальнейшем изучении курса истории социологии будет встречаться неоднократно и станет одним из ключевых. Вслед за американским ученым Т. Куном, специалистом в области изучения истории науки (он одним из первых ввел понятие парадигмы в широкий исследовательский оборот), будем понимать под ней "признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу" *1 . Парадигмы — это общие теории, способы и подходы к изучению социальных процессов, широко принятые и используемые в научном сообществе.
*1: {Кун Г. Структура научных революций. М., 1975. С. 11.}
Чтобы ответить на вопрос, в чем состоит предмет истории социологии, как раздела социологической науки, нужно хотя бы в самых общих чертах представлять его в целом. В зависимости от того, как мы его понимаем и что относим к предметной зоне социологии, можно говорить и о "начале" истории социологии. Его мы будем связывать с появлением собственно социологической науки. История социологии изучает возникновение и развитие социологической науки от ее истоков до наших дней. Поэтому не будет заметным преувеличением утверждение, что история социологии есть сама социология в ее изменении, совершенствований, развитии.
Развивающаяся наука не может не обращаться к собственной истории, причем делает это по разным причинам. В первую очередь она заинтересована в том, чтобы сохранить в памяти свою биографию, свой "жизненный путь", зафиксировать в ней свои наиболее значительные Достижения. Тогда тот, кто хочет стать профессиональным социологом или просто глубоко разобраться в основах этой науки, вначале мог бы усвоить ее базовые, исторически возникавшие и утверждавшиеся понятия, теории, ценности. В социологии, как, впрочем, и в любой другой науке, а также практической сфере деятельности, нельзя быть "Иванами, не помнящими родства".
Социология — это часть общества, она органически в него включена и вместе с тем является важным средством, инструментом его изучения; соответственно, история социологии — это не только часть, раздел социологической науки, но и инструмент, средство, способ изучения самого общества и его истории. Знакомство, с историей социологии дает возможность понять также логику развития, как самой этой науки, так и общества в целом.
Изучение истории социологии позволяет сформировать представление об истоках социологической науки, основных этапах ее развития. В их рамках были поставлены, а отчасти и решены проблемы, имеющие непреходящий для развития науки и общества характер. Многие понятия и положения социологии, которые сегодня вызывают пристальный интерес, впервые были сформулированы гораздо раньше. К сожалению, в социологии не так уж редко приходится сталкиваться с очередным "открытием велосипеда", что является, как правило, следствием незнания ее исторического процесса развития.
Поэтому, прежде чем браться за детальное изучение конкретной научной проблемы, необходимо ознакомиться с тем богатым социологическим наследием, которое щедро оставили нам его создатели. В сознании каждого социолога — профессионально подготовленного или только начинающего овладевать азами науки — должна существовать в качестве своеобразного алгоритма модель теоретического анализа, согласно которой ни одна конкретная проблема социологии не может быть усвоена и решена вне историко-социологического контекста.
Курс истории социологии рассчитан на приобретение системного знания об основных предпосылках и этапах возникновения, функционирования и развития социологической науки, о ведущих тенденциях ее изменения, о наиболее значительных направлениях, течениях и школах, существовавших и существующих по сей день, о крупных ученых, с именами которых связан прогресс этой науки, о тех ее достижениях, которые оказали определяющее воздействие на усиление роли социологии в жизни общества.
Следовательно, понимание и знание истории социологии является, очень важным и прямо-таки необходимым шагом для осмысления сущности социологической науки, тенденций и перспектив ее развития. От прошлого через настоящее к будущему — таков девиз истории социологии. Перефразируя суждение известного древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана "Не знать, что было до того, как ты родился, значит оставаться всю жизнь ребенком", мы могли бы утверждать: не знать историю социологии — значит оставаться в этой науке всю жизнь ребенком, не стать по-настоящему профессиональным, зрелым социологом.
С учетом сказанного необходимо пояснить в самом общем виде, не вдаваясь в детали (поскольку здесь потребуется специальный глубокий анализ), что же является предметом социологической науки, ее признаками и критериями, которые позволяют нам определить границы этой науки. Кроме того, возникает вопрос об особенностях нового вида знания — социологического, появление которого неотделимо от этой науки.
Очевидно, что специфика социологического знания определяется не только тем, что оно объективно, проверяемо, достоверно отражает логику развития общественных процессов и явлений, причинно-следственные связи между ними. Речь должна идти о том, что социология дает знание об обществе как целостной социальной системе, элементы структуры которой взаимосвязаны, о тенденциях его функционирования и изменения. При этом социальное знание, представленное в виде законов об обществе, рассматривается как часть более широкого знания о мире в целом, а социология в системе наук занимает свое достойное место, которое определяется ее способностью не только описывать, но и объяснять и предсказывать поведение изучаемых ею социальных объектов.
Понимание специфики социологического знания и предмета социологии как науки, определенность и четкость этой трактовки позволяют выявить начальные, исходные рубежи как ее самой, так и истории социологии. Именно по этому вопросу достаточно долго продолжаются дебаты среди ученых.