История социологии: учебник

Автор: | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 608

Дивись також:

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

современности - (от лат. globus - шар) - главные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само ...

БАРНЗ

Барнз (Barnes) Гарри (Хэрри) Элмер (15.06.1889, Нью-Йорк - 1968) - американский социолог, историк культуры, публицист. ...

КОНФЛИКТ (теории)

— совокупность теоретических концепций, методологических приемов и направле­ний исследования явлений, имеющих прямое или косвенное отношение ...

ВЛАСТЬ (ФОРМЫ ВЛАСТИ В КРАТОЛОГИИ)

одна из систем классификации власти, в основу которой положены разнообразные формообразующие эле­менты власти (от греч. ...

ЛИБЕРАЛИЗМ

(от лат. liberalis - касающийся свободы, присущий свободному человеку) - достаточно широкое идейное, социальное и ...

§ 3. Предмет и задачи социологии, ее место в классификации наук

Одна из главных теоретических задач, которую О. Конт ставил перед собой, заключалась в создании новой классификации наук, охватывающей все сферы знания. Им даже был сформулирован специальный "закон классификации", касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии. Основаниями для такой классификации явились, по Конту, два главных условия—догматическое и историческое. "Первое, — писал он, — состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым" [Дух позитивной философии. 1996. С. 85].

В современных терминах мы назвали бы эти условия историческим фактором (время и последовательность возникновения той или иной науки, возрастающая сложность предмета исследования по мере движения от одной к другой) и логическим фактором (восхождение от абстрактного к конкретному в процессе перехода от математики к астрономии, от последней — к физике и т.д., вплоть до социологии). Кроме того, Конт пишет о характере связи науки с практикой (чем абстрактнее наука, тем меньше она связана с практикой, и наоборот). С учетом этих критериев социология оказывается самой новой, сложной, конкретной и практичной наукой из тех шести, которые охватываются "законом классификации".

Конт подчеркивал особую роль социологии по отношению к другим наукам. В приведенной выше классификации она "возвышается" над остальными науками, "законодательствует", потому что определяет "гуманитарную" цель каждой из них. Поскольку, по Конту, социология занимается изучением общества как целого, она относится к нему как социальному организму. Социальный, как следует из его трактовки, означает общественный, коллективный.

Отсюда вытекает, что все, связанное с индивидом, автоматически исключается из сферы интересов социологии ,и становится объектом внимания биологии. Так, из контовской социологии "исчез" индивид как субъект социального действия, реальный источник общественной активности. Строго говоря, он даже не исчез, поскольку вообще не появлялся и не рассматривался автором самостоятельно, изолированно от общества, изначально не составляя особого предмета исследования. По существу можно говорить об антииндивидуализме всего "позитивного учения" французского социолога.

Чем была вызвана необходимость конституирования новой науки? Ответ на этот вопрос может быть получен с учетом специфики общественного контекста, в котором жил и работал Конт. Он воспринимал состояние общества, в котором находился, как кризисное. Причем сам этот кризис рассматривался им комплексно — и в социальном, и в нравственном, и в интеллектуальном отношениях. Причин кризиса было несколько, но для Конта главной выступали разрушение старых социальных институтов, норм и связей и информированность новых.

Основным средством преодоления кризиса французский мыслитель считал создание и распространение новой, "позитивной" науки об обществе. Ее особенности виделись Конту в реальности и ненадуманности социологии (последнее было не характерно для многих теорий общества вплоть до 1830-х гг.), с одной стороны, и во включенности ее в общую научную картину и соответствующую классификацию наук — с другой. Новую позитивную науку об обществе он назвал сначала социальной физикой, а позднее (в 1839 г.) социологией. Введение нового слова, точнее говоря, научного термина автор объяснял не своей приверженностью к неологизмам, а необходимостью создания специальной науки (которой до сих пор, по его мнению, не было) для выявления и описания фундаментальных законов общества.

Конт полагал, что с помощью новой позитивной науки об обществе удастся его изменить. Он был убежден, что социальное устройство и вся его деятельность основаны на общественном мнении. Об этом говорят даже названия некоторых глав его работы "Общий обзор позитивизма": "Нравственная и политическая сила преобразованного общественного мнения", "Организация общественного мнения", "Философские органы общественного мнения", "Необходимое сочетание трех элементов общественного мнения: доктрина, сила и орган". Как видно, разум превращен социологом в основной инструмент общественного прогресса.

Главный методологический принцип, который использует Конт при изучении мира и общества, — целостный и системный подход. Общество выступает как своего рода организм, социальная система; элементы которой выполняют специфические функции и служат ее требованиям. Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы. Однако, говоря о них и пытаясь их формулировать, Копт имеет в виду законы умственного, точнее, духовного и нравственного развития общества, но никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. Было бы неверно утверждать, что социология Конта игнорирует вообще проблематику труда. Он, в частности, пишет о разделении труда, но видит его не в развитии экономических связей (поскольку не они, по мнению социолога, создают стабильность общества), а в укреплении солидарности классов, социальных трупп и даже семей. Спустя полстолетия этой идеей усиления социальной солидарности через процесс общественного разделения труда воспользуется еще один классик мировой социологии — Э. Дюркгейм.