Автор: Зборовский Г.Е. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 608
А.С. Звоницкая (1897—1942), первая женщина-социолог в России, родилась в Киеве, училась в Гейдельберге. В 17 лет (!) опубликовала первый том задуманной ею четырехтомной работы "Опыт теоретической социологии" (1914). Написанные ею еще два тома, а также ряд других работ не были опубликованы. С1918 г. работала в различных научных учреждениях Петрограда.
Центральное понятие социологии для нее — социальные связи, учение о них составляет предмет теоретической социологии. В процессе общения между индивидами возникают специфические связи и отношения, которые выступают в виде "общности сознания и деятельности". Такое общение Звоницкая определяет как передачу содержания одного сознания другому сознанию. По существу, это подражание по Г. Тарду, на работы которого она активно ссылается. Так что категория общения у нее весьма близка по содержанию к категории подражания. Важно, что и то и другое — общение и подражание — выступают естественной предпосылкой социальных связей.
Значение общения состоит в том, что в его процессе формируется и развивается личность. Развитие личности включает в себя три главных момента: а) "проективный момент", т.е. приобретение личностью сведений об окружающей психологической среде; б) "субъективный момент", т.е. самосознание, выступающее в форме обобщения и типологизации полученных сведений; в) "эективный момент", т.е. систему социальных ожиданий, означающую предположение о наличии сходных обобщений у других личностей и согласование совместной деятельности. Первый и третий моменты составляют два полюса самосознания, между которыми происходит движение "я". В этом движении и состоит основной закон развития личности. Конкретизируя его, Звоницкая объясняет: на проективном полюсе индивид воспринимает свойства других личностей и приспосабливается к окружающей психологической среде, приобретая свойства иного "я"; стало быть, критерием для "я" служит "он". На эективном полюсе все наоборот, поскольку свое "я" является для данной личности критерием для других личностей, т.е. всякая другая личность должна иметь свойства моего "я".
Таким образом, центральное понятие социологии Звоницкой — эективация (ожидание). Эсктинация как раз и составляет основу общения и природу социальной связи. Наиболее распространенной формой эективации является подражание, которое позволяет понять внутреннюю структуру общества. Дело в том, что социолог рассматривает формы социального общения как "линии социальности", как устойчивые типы эективации, которые выражают разные направления деятельности людей и ведут к образованию различных групп. Эти группы и образуют структуру общества.
Когда ожидания (эективации) людей подтверждаются, общество развивается в рамках нормативности. Стоит только не подтвердиться ожиданию, создается конфликт между личностью и обществом. Если же источником конфликта оказывается не индивид, а целая группа людей, в обществе возникает кризис, который обязательно затрагивает культуру, духовный мир и свидетельствует о недоверии к нормам социальной жизни у значительной части членов общества.
Кризис завершается социальной бурей, вслед за ней происходит распад общества, который затем сменяется процессом его медленного выздоровления и восстановления нормативной системы. Значительная роль в этом процессе принадлежит симпатии, которую Звоницкая характеризует как сходное отношение к себе и другим. Социальная связь не может быть установлена вне симпатии. В ходе кризиса сфера симпатии людей друг к другу резко сужается, создается гнетущая социально-психологическая атмосфера. Но затем симпатия вновь появляется в процессе выхода из кризиса.
В концепции Звоницкой достаточно много не устоявшихся положений с запутанной логикой и неясными социальными связями. Но это был лишь начальный этап складывания теоретической позиции социолога, чем, собственно говоря, многое объясняется. Остается сожалеть, что социология в России не получила продолжения интересного теоретического начинания.