Автор: Зборовский Г.Е. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 608
Бергер (Berger) Питер Людвиг (17.03.1929, Вена) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный ...
Берджесс (Burgess) Эрнст (16.05. 1886, Тилбери, Онтарио, Канада - 27. 12.1966, Чикаго), американский социолог, один ...
(от греч. biographia - описание жизни) - англ. biography; нем. Biographie. Описание жизни человека, сделанное ...
Белла (Bellah) Роберт H. (p. 1927) - американский социолог, профессор социологии и сравнительных исследований в ...
форма политического сознания, которая при осознании социально-политической сферы использует рациональные способы познания. Политическое мышление - ...
Развитие социологической науки, как видно из изложенного на страницах учебника материала, является сложным и многоаспектным процессом. Едва возникнув и заявив о себе в качестве автономной и самостоятельной научной дисциплины, социология сразу же "взялась" за постановку и решение самых сложных проблем общественной, групповой и личной жизни. Достаточно абстрактный характер размышлений первых позитивистски-ориентированных представителей социологической науки явился, с одной стороны, свидетельством тесного родства ее с философией (пуповина, их связывавшая, оказалась очень крепкой и рвалась с большим трудом), с другой — определенной формой научного "камуфляжа".
Заявив о своей приверженности методам естественных наук де-юре, социология де-факто на первых порах своего существования оказалась достаточно далека от них. Предстоял долгий путь собственною развития, чтобы, в конце концов, осмыслить необходимость идти, с одной стороны, в фарватере естественнонаучного знания, с другой — искать свою колею на широкой дороге социального познания общества, конкретных социальных общностей, личности, их взаимодействия в рамках самых различных социальных структур.
Представляется, что социологии удалось решить как взаимосвязанные обе эти задачи к концу XX в. Тем самым она сумела найти и занять достойное место в системе наук вообще, общественных и социогуманитарных — в особенности. Если же учесть, что в XX в. социология стала демонстрировать свою растущую прикладную и эмпирическую эффективность, внедряясь во все новые сферы практического освоения социума, становится понятным поистине громадное значение пройденного ею пути.
История развития мировой социологии показала, что поначалу ни одна из стран, в которых происходило становление социологии, не могла претендовать на роль явно выраженного лидера этой науки. Сложившиеся центры развития социологии (Франция, Англия, Германия, США, Австрия, Италия, позднее Россия) отличались национальной самобытностью и разнообразными проявлениями интересов в этой области научного знания. Лишь в XX в. американская социология, которая в XIX в. послушно следовала в роли усердной ученицы за европейской наукой, вырвалась на лидирующие позиции, сама уже задавая тон и алгоритм развитию мировой социологии. Однако ближе к концу XX в. ситуация стала существенно меняться в сторону "выравнивания" ее "американоцентристской" и "европоцентристской" траекторий. Следует отметить также значительный рост социологической активности на рубеже XX—XXI вв. в странах Азии, Африки, Латинской Америки, в Австралии.
Все свое почти двухвековое существование в границах классического и современного этапов развития социология "потратила" на то, чтобы "понять" несколько важных Вещей. Во-первых, может быть сколько угодно теорий, по-разному объясняющих возникновение, устройство и развитие общества и человека в нем, их взаимодействие, а также пути и способы изучения этих процессов. При этом ни одна из них не в состоянии претендовать на монопольный и абсолютно истинный характер в объяснении и анализе социальных процессов.
Другими словами, история социологической науки на протяжении классического и современного этапов своего развития выработала и утвердила в общественном сознании принцип социологического плюрализма. Он означал, что способы объяснения социальных фактов, в том числе общественных преобразований, могут быть самыми различными, включая уровень аргументации и степень влияния на последующее развитие социологической науки. Те способы анализа, которые оказали наиболее глубокое воздействие на это развитие, приобрели характер парадигм, стали "канонизированными" в социологической науке (позитивизм, марксизм, веберианство, структурный функционализм, символический интеракционизм, феноменологическая социология, парадигмы конфликта, обмена, этнометодология и др.).
Во-вторых, одними широкими и обобщающими теориями (даже приобретшими статус парадигм), сколь бы доказательными и удачно объясняющими социальные процессы они ни были, социология как наука ограничиться не в состоянии. Свое значение и влияние на общество она может демонстрировать, подтверждать и повышать только за счет (как минимум) еще двух составляющих: проведения конкретных эмпирических исследований и выхода на уровень управленческих решений. Осознание этого обстоятельства означало, что социология должна изучать локальные социальные проблемы, касающиеся взаимодействия между людьми и социальными группами.
Трансформирующееся капиталистическое общество выдвигало на каждом новом этапе в качестве требующих своего исследования социальные проблемы производства и отношений между людьми в этой сфере, изменения во взаимодействиях между различными группами населения, особенно в крупных городах, распространение СМИ, вопросы политической жизни, образования, культуры, молодежи и др. Наука охотно откликалась на них, развивая специальные отрасли социологического знания, предметом которых становилось исследование конкретных актуальных социальных проблем.
Последние годы ознаменовались резким поворотом общества и социологии в сторону интереса к глобальным проблемам современности, в целом процессам глобализации и изучению отношения к ней со стороны различных стран и групп населения (включая антиглобалистские протестные движения). Глобализация и антиглобализм как объекты исследовательского внимания быстро смещаются к эпицентру социологической науки, которую уже ждет новая актуальная, может быть, даже самая актуальная за последние десятилетия социальная проблема — борьба с национальным и международным терроризмом, точнее говоря, социологические аспекты этой проблемы.
В-третьих, история развития социологической науки в XIX и особенно в XX в. показала необходимость углубления ее интегративных тенденций — как в рамках отдельных направлений и парадигм, так и на уровне различных стран. При этом речь не идет о теоретической унификации этой науки либо исчезновении национальной специфики различных социологических школ. Теоретический плюрализм и разнообразие социологических школ в отдельных странах были и остаются важными предпосылками эффективного развития науки.
Однако становится все больше проблем, для изучения и решения которых требуются объединенные исследовательские усилия и действия. Здесь и нужны социологическая консолидация и интеграция, все более необходимые перед лицом брошенного человечеству "террористического" вызова. Социологическая наука не может остаться в стороне от этого процесса. Соответствующие международные исследования и выводы, полученные в результате реализации ряда научных проектов, могли бы внести достойный вклад в решение острейшей социальной проблемы, стоящей перед человечеством.
Можно было бы еще долго перечислять те умозаключения, к которым пришла социология в процессе своего развития в XIX—XX вв. Они, по существу, стали своеобразной "путеводной звездой" этой науки. Речь идет о главных линиях и направлениях развития социологии, ее парадигмах и объединительных тенденциях. Нет сомнения в том, что XXI век принесет социологической науке новые успехи и достижения, свидетелями и участниками которых станет молодое поколение отечественных специалистов.