Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Социологический метод и этапы его эволюции

Социологическая теория — это прежде всего методология. Она представляет собой разнообразие методов, позволяющих исследовать социальную реальность во всех ее аспектах. Взятая во всем ее объеме, методология складывается из специального теоретического инструментария в виде общих методов и частных методик, предназначенных для решения конкретных познавательных задач. Все эти исследовательские инструменты имеют общее сходство, налагаемое на них причастностью именно к социологической науке. Все они позволяют практиковать именно социологический подход к анализу социальных явлений и фактов.

Если учитывать, что общество, социальная жизнь, социальная реальность интересуют не одну социологию, а целый ряд социогуманитарных наук, то возникает необходимость выделить специфику сугубо социологического подхода, своеобразие социологического метода как такового, его отличие от философского, исторического, культурологического и прочих теоретических подходов. Это своеобразие заключается в следующих свойствах общего социологического метода:

1) взгляд на каждый социальный феномен как на реалию, прочно связанную разнообразными зависимостями с окружающим ее социальным контекстом;

2) опора на принцип социального детерминизма, предполагающего поиск причин всех исследуемых явлений и процессов в пределах социальной реальности.

Общесоциологический метод прошел в своем развитии два важных этапа. Первый — это его развитие в контексте философской (метафизической) теории. Это был период, который можно с некоторой степенью условности назвать периодом предыстории социологии. На его протяжении социология еще не сознавала себя в качестве таковой, не имела собственного самосознания, не стремилась обособиться от других направлений теоретического познания. То есть социология, не обладавшая теоретической автономией и не имевшая самосознания, была, по существу, еще "предсоциологией", "протосоциологией". Данный этап охватил весь период развития классической культуры от ее зарождения до середины XIX в.

Второй этап связан с отделением социологического метода от сугубо философских и прежде всего метафизических подходов к социальной реальности, с превращением его в самостоятельный инструмент познания, намеренно подчеркивающий свою самостоятельность. Эта автономизация происходила на протяжении почти полутора столетий, вплоть до последней трети XX в. В социогуманитарных науках возникла традиция обозначать этот период термином "модернизм", или "модерн" (от лат. modernus — современный). Кроме того, внутри данного периода различаются три фазы — ранний модерн (протомодерн), зрелый модерн и поздний модерн, переживающий процессы трансформации в какое-то новое качество (постмодерн).