Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

"Законы": диктатура консервативной нормативности

В диалоге "Государство" Платон приложил немало интеллектуальных усилий, чтобы найти способ соединения естественной справедливости Космоса с искусственным продуктом человеческих усилий — государством, его законами и правосудием. В "Законах" он продолжил эти попытки. "Законы" отличаются от диалога "Государство" большей детализацией воображаемой модели и более резко выраженным духом нормативной регламентации всех сторон социальной жизни и деятельности. Здесь Платон, при всей его любви к мифам и привычке давать волю воображению, выказывает себя довольно трезвым реалистом. Он сознает несовершенство человеческой природы, из-за чего люди часто ведут себя агрессивно. Поэтому сколь бы совершенным, продуманным, детализированным до мелочей ни был план идеального общественного устройства, следует не упускать из виду постоянно существующую угрозу вспышек человеческой ярости и гнева. Это заставляет думать о необходимости надежных средств общественной безопасности. В противном случае естественные наклонности людей к эгоизму, поискам удовольствий, своекорыстию разрушат любое, даже самое совершенное государство.

Согласно Платону, наилучшее законодательство должно быть ориентировано на требования высшего абсолютного Первоначала и должно соответствовать трем главным критериям: 1) ориентироваться не на войну и захват добычи, а на всеобщий мир и справедливость; 2) всемерно способствовать здоровью, силе и красоте граждан как главным человеческим благам; 3) иметь своей целью главные божественные блага — здравое, разумное и мужественное состояние каждой человеческой души. Необходимым условием этого является продуманное воспитание граждан. Платоновская теория воспитания предполагает, что люди находятся во власти богов и являются чем-то вроде игрушек и кукол-марионеток, дергаемых за ниточки божественной волей. Среди этих ниточек существует наиглавнейшая "золотая нить", ведущая к благу, — человеческий рассудок. Поэтому главная цель воспитания заключается в том, чтобы развивать у граждан в первую очередь рассудительность. А это включает в себя соблюдение трех важнейших требований: 1) почитать богов и героев; 2) почитать родителей, как живых, так и умерших; 3) почитать всех своих сограждан. У тех, кто соблюдает их, складывается рассудительное, законопослушное правосознание.

Существует устойчивое мнение, будто Платоном в "Государстве" и "Законах" владело стремление обосновать необходимость неизменности, вечной незыблемости описываемого им социального порядка. Но при этом забывается, что Платон пытался изобразить не земной порядок, а саму идею социального порядка. А идея неизменна уже по своему определению. Правда, Платону не удалось провести свой принцип с достаточной последовательностью и необходимой чистотой. В те картины, что он рисует, постоянно вторгается земная, знакомая ему реальность. Временами Платон, увлекаясь, сам забывает, что он описывает — то ли идею совершенного государства, то ли ее земное воплощение. Но все земное, сколь бы стабильным и прочным оно нибыло, не может быть вечно неизменным. И диалектик Платон, хорошо усвоивший уроки Гераклита о текучести сущего, прекрасно это понимал. Поэтому претензии к нему, как чудовищному консерватору, безосновательны.