Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

От естественного состояния к гражданскому

В сочинении "Два трактата о государственном правлении", состоящем из двух частей (трактатов), Локк выступает против традиционных взглядов на верховную власть, согласно которым Бог дает право избранным властвовать над другими и делает его наследуемым и неотъемлемым. По его мнению, власть в государстве имеет не божественную, а земную, светскую сущность и является результатом общественного договора. Несоблюдение властителем принципов договора дает подданным право на сопротивление и борьбу за свои права. В первой части Локк ведет полемику с английским роялистом Р. Филмером и его трудом "Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа" (1630), выступая против принципов абсолютизма. Вторая часть охватывает широкий спектр философско-правовых и социально-политических проблем — естественное состояние, война, собственность, гражданское общество, формы государственности, деспотическая власть и др.

Для Локка историческое состояние, предшествующее возникновению государственности, - это состояние свободы и равенства, когда каждый распоряжается своей личностью и собственностью в границах законов природы, не допуская беспредельного своеволия и заботясь о самосохранении себя и рода. Люди пребывают в естественном состоянии до тех пор, пока между ними не возникает общее согласие, позволяющее перейти к гражданскому состоянию с установленными законами, наличием властей и судебных учреждений, позволяющих разрешать возникающие конфликты. Локк еще не проводит отчетливого разграничения между гражданским обществом и государством. Они для него объединены в единое целое как историческую антитезу естественного состояния. Для Локка естественное состояние, при всей его привлекательности, — низшая ступень человеческого общежития, не позволяющая в полной мере пользоваться преимуществами частного владения собственностью. Это обстоятельство делает необходимым и желательным для людей переход к цивилизованной государственности как гаранту возможностей мирного и безопасного пользования своей собственностью. Властные функции государства предстают как продукт многосторонних конвенций. Они предполагают относительное равновесие сил, готовность сторон к диалогам и компромиссам, к таким формам разрешения споров и конфликтов, которые учитывали бы интересы всех сторон. То есть договорные отношения обнаруживали способность уравновешивать и меры свободы сторон относительно друг друга и меры взаимных обязанностей, ограничивающих свободу. Возникающая при этом возможность соблюдения естественных прав на жизнь, свободу и собственность составляет основу правопорядка. Важнейшее значение Локк придает праву на собственность, утверждая, что она священна. Рассматривая идею неприкосновенности частной собственности как необходимую предпосылку утверждения принципов социальной справедливости; Локк писал о том, что даже генерал, который может приговорить солдата к смерти за неповиновение самым безрассудным приказам, не может, при всей своей абсолютной власти, присвоить хотя бы один фартинг из его имущества.

Важным атрибутом гражданского состояния выступает равенство, которое для Локка является в первую очередь равенством притязаний и возможностей, находящихся в распоряжении граждан. Этот подход не отвергал, а напротив, стимулировал, давал ход учитыванию факта естественных различий между людьми. Развивающаяся промышленность, сопутствующая ей конкуренция в производстве, торговле, финансах требовали признания в каждом конкуренте свободного, равноправного субъекта. Естественное различие способностей и талантов сочеталось с равными условиями конкурентной борьбы. Характерно, что в локковой идее равенства отсутствовал элемент уравниловки, который в нее позднее, в XIX в., внесут социалисты.

Государство предполагает наличие законодательной, исполнительной и федеративной власти, которые используют всю свою силу для самосохранения общественного целого от разрушений.

В последних главах Локк рассуждает о превратных формах государственной власти, о тираническом правлении, которые не отвечают главным и истинным целям цивилизованного общежития граждан.

Идеи Локка, касающиеся естественных прав человека, договорной природы конституциализма, разделения властей были подхвачены в последующие десятилетия не только теоретиками, но и практическими политиками. На них опирались создатели американской, а затем европейских конституций Нового времени.