Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
должностное лицо, определяющее основные направления деятельности высшей исполнительной власти государства – правительства и организующее его ...
АБСЕНТЕИЗМ (лат.absentis — отсутствующий) — одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия ...
Согласно учению Локка, миром руководит высшая сила, которая вращает небесные светила, зажигает звезды и предписывает, кому жить, а кому умирать. Ее имя — .естественная необходимость. Через нее, состоящую из всеобщих законов природы, обнаруживает себя божественная воля. Люди, как частицы мироздания, пребывают во власти законов природы. У них есть разум, предписывающий им жить в согласии с этими законами.
Локк выступил против учения Декарта о "врожденных идеях", утверждая, что источником знаний является внешний опыт. Человек рождается без каких-либо идей, знаний и представлений о моральных принципах и правовых нормах. Мозг новорожденного — это "tabula rasa" (лат. чистая доска) и лишь на протяжении жизни эта "чистая доска" заполняется приобретаемыми знаниями, идеями, представлениям о морально-правовых нормах. У человека нет врожденной предрасположенности к моральному, законопослушному поведению. Эту способность он обретает вместе с накоплением социального опыта. Главная задача социализации состоит в том, чтобы научить человека всегда поступать в соответствии с велениями разума. Руководствуясь накопленным опытом, действуя по собственному разумению, человек обязан развивать свою способность совершать поступки, соответствующие моральным и правовым предписаниям. Эти идеи Локк развивает в своей работе "Мысли о воспитании". В течение семи лет, начиная с 1684 г., он писал Э. Клэрку и его жене письма-размышления, письма-рекомендации, касающиеся проблем воспитания. В 1693 г. он издает эти мысли отдельной книгой. Ее исходный, антидекартовский тезис гласил, что люди с врожденными положительными качествами морального свойства — не слишком частое явление. Большинство обладают лишь задатками возможных добродетелей, которые нуждаются в развитии. Воспитание, социализация — необходимое условие развития у человека тех качеств, которые необходимы обществу.
Локк подчиняет всю логику процесса социализации принципу рационализма, который предполагает, что человека надо учить умению при любых обстоятельствах следовать предписаниям разума. Путь к добродетельному и законопослушному поведению пролегает через умение побеждать сомнительные страсти и отказываться от многих желаний. Разум обязан строго контролировать тело и душу, которые должны, в свою очередь, обрести привычку подчиняться его дисциплинарным предписаниям. Этой привычке к самодисциплине надо учить детей с колыбели. Другой важный принцип социализации — это принцип просвещения. Его суть в том, чтобы ничего не скрывать от взрослеющего человека. Молодой джентльмен, входя в самостоятельную жизнь, не должен пребывать в неведении относительно того, что существуют зло, пороки, преступления. Если же его держать с завязанными глазами, то это приведет к тому, что он окажется подвержен опасности стать жертвой пороков, чужих или своих. Воспитатели обязаны постепенно приподымать завесу, за которой прячется зло, поджидающее каждого. Это позволит им одновременно рассказывать и о средствах противостояния всему темному и порочному. Подобно тому, как моряк должен знать о кам нях и мелях у него на пути, молодой джентльмен обязан научиться распознавать людей и отличать среди них тех, кто является воплощением благоразумия, а кто — носителем зла. Но самым главным в процессе социализации, его альфой и омегой является формирование в душе молодого человека истинного понятия о Боге как творце сущего, от которого мы получаем все блага и который любит нас.