Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Социальная ценность естественно-правовых норм

С точки зрения методологии разработка Кантом теории категорического императива имеет огромную ценность для обоснования сущности естественного права. Идея категорической императивности естественно-правовых норм позволяет обосновать их безусловную повелительность для общественного и индивидуального правосознания. Она доказывает, что их адресатом являются все без исключения субъекты правоотношений. Перед фактом безусловной категоричности естественно-правовых требований все равны, поскольку эти требования доводят до людей содержание всеобщего нравственного закона.

Безусловная обязующая сила естественно-правовых норм ценна для цивилизации тем, что позволяет подчинять разрозненные, обособленные интересы частных индивидов единой, высшей цели развития человеческого рода и приглушать эгоистические или узко-корпоративные настроения.

Важно отметить, что безусловно долженствовательная категоричность естественного права не предусматривает резкого отделения целей от средств. Полагая в качестве целей защиту жизни, свободы, собственности и достоинства индивидов, естественно-правовые нормы предполагают, что при их достижении категорически запрещено использовать средства, наносящие ущерб свободе, собственности и достоинству других людей.

Если следовать за Кантом, то источник категорической императивности норм нравственности и естественного права находится не вне субъекта, а в нем самом, в его свободной воле. Именно она является источником внутреннего законодательства, непосредственно соотносящегося с объективными, абсолютными и всеобщими требованиями. Можно утверждать, что свободная воля и воля, подчиненная естественно-правовым нормативам, — это одно и то же. Не может быть индивидуальной воли, свободной от всяких норм, поскольку тогда ее проявления утратили бы черты цивилизованности, исчезла бы целенаправленность ее проявлений и она предстала бы как отрицание самой себя. Если таковая и пожелала бы себя проявить, переступив через нормы морали и нрава, то у общества и государства всегда на этот случай припасены охранительные средства. "Предположим, — пишет Кант, — что кто-то утверждает о своей сладострастной склонности, будто она, если этому человеку встречается любимый предмет и подходящий случай, совершенно непреодолима для него; но если бы поставить виселицу перед домом, где ему предоставляется этот случай, чтобы тотчас же повесить его после удовлетворения его похоти, разве он и тогда не преодолел бы своей склонности?". То есть истоки человеческих злодеяний и подвигов не следует искать во внешних факторах. Правомерен взгляд, согласно которому в социальном мире нет таких причин, которые заставили бы человека перестать быть существом, способным к свободным волеизъявлениям. Причины всегда можно отыскать в нем самом и поступки его всегда можно рассматривать как свободные, а следовательно, и отвечать он за них должен лично и в полной мере.

Предельная категоричность естественно-правовых требований заставляет индивидов обуздывать свои эмоции и страсти. И там, где у кого-то для этого недостает доброй воли, их подстраховывает правосудие, поскольку естественное право — это все-таки право, за которым стоят не только благие пожелания цивилизованного сообщества, но и его способность и сила, которых достаточно, чтобы реализовать эти пожелания.

Обобщая сказанное, можно сформулировать основные, вытекающие из кантовских посылок, принципы категорической императивности естественного права:

1. Существуют объективные, не зависящие от воли людей, абсолютные по статусу и безапелляционные по степени требовательности первопринципы правомерного социального поведения людей, отвечающие критериям блага и справедливости.

2. Эти объективные первопринципы первичны по отношению к конкретным системам норм позитивной морали и позитивного права и выполняют по отношению к ним критериальную функцию исходных эталонов.

3. Содержание этих первопринципов доводится до людей и становится достоянием цивилизации и культуры посредством механизмов метафизической интуиции, религиозного, нравственного и естественно-правового сознания.