Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

О. КОНТ

Огюст Конт (1798—1857) — один из создателей современной позитивной социологии. Он родился во Франции, в Монпелье, в семье сборщика податей. Учился в Политехнической школе. В молодости был учеником и секретарем известного философа-утописта А. де Сен-Симона. В последние годы жизни увлекся религиозными идеями и попытался пересмотреть свою концепцию. Основные сочинения: "Курс позитивной философии" (1830—1842) в шести томах, "Система позитивной политики, или трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1854).

В фундаментальном исследовании "Курс позитивной философии" впервые появился термин социология. Этим понятием Конт назвал дисциплину, изучающую общество как целое и применяющую для этого все средства и методы современного научного познания. Одновременно Конт обозначил основные признаки и свойства того метода, при помощи которого социология должна добывать научные знания об обществе. Этот метод должен отодвинуть в сторону религиозные и метафизические рассуждения об обществе, не прибегать к абстрактному (спекулятивному) философствованию. Он должен опираться на разум, быть сугубо рационалистичным. Его задача — обеспечивать наблюдение, сбор и обобщение фактов, построение и проверку гипотез, создание научных концепций. Иными словами, основная цель контовского метода, названного им позитивным, — добывание именно позитивных, то есть свободных от мистико-метафизических компонентов, знаний. Социология, вооруженная этим методом, призвана обнаруживать законы наблюдаемых социальных явлений и процессов.

Три ведущих принципа должны лежать в основании социологии как науки: 1) принцип эмпиризма, заставляющий учитывать в первую очередь данные непосредственного опыта; 2) принцип позитивизма, требующий, чтобы факты, интересующие социолога, не искажались метафизическими домыслами; 3) принцип физикализма, ориентирующий социологию на физику как на образец методологического подражания.

Конт предложил рассматривать социальную реальность с антиметафизических позиций, не привлекая к причинным объяснениям высшие, сверхъестественные первоначала. Он полагал, что в первую очередь необходимо исследовать поддающиеся наблюдению социальные явления, факты, процессы и на основе получаемых результатов делать выводы о закономерностях общественной жизни людей.

Несомненной заслугой Конта является то, что он выделил два важнейших проблемных комплекса и, соответственно, два содержательных раздела социологической теории — социальную статику и социальную динамику. Первый имеет в качестве своего предмета принципы социального порядка и законы существования устойчивых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени, скрепляемых воедино чувствами солидарности, договорными отношениями, взаимными интересами, морально-правовыми и политико-идеологическими нормами. К таким структурам Конт относил семью, социальную группу, класс, организацию, нацию, государство и др. Социальная динамика призвана изучать законы последовательности, эволюции, сменяемости социальных форм, структур и систем. Эта сменяемость обусловлена естественными, географически-климатическими условиями, экономическими факторами и духовными усилиями самих человеческих субъектов. Конт формулирует "закон трех стадий", согласно которому вся история мировой цивилизации предстает как динамика трехступенчатого прогрессивного восхождения. Первой ступени, теологической, соответствовали военно-авторитарные формы государственности с представлениями о божественном происхождении правителей, с различными формами веры в сверхъестественное — фетишизмом, политеизмом, монотеизмом. Вторая, метафизическая, эпоха, начавшаяся с Возрождением, стала порождать философские теории, объясняющие сущее при помощи различных абстрактно-спекулятивных принципов. Они начали расшатывать веру в божественную природу верховной власти, плодить разрушительмые воззрения, подрывающие устои социально-правового порядка. Третья, позитивная, ступень берет свое начало в середине XIX в. В этот период ведущими методами познания становятся наблюдение и эксперимент. Теории утрачивают былую абстрактность и приближаются к нуждам практики. Интенсивно развивается промышленность, оказывающая все большее влияние на социальную жизнь. С этой ступенью и с развитием позитивных знаний, свободных от влияний религии и метафизики, Конт связывает надежды на установление надежных, устойчивых форм правопорядка. В условиях господства позитивных знаний меняется взгляд на историческую динамику правотворчества. Все новое в праве, и в первую очередь законы, рассматривается теперь уже не как нечто производное от неких трансцендентных или априорных представлений, а как результат непосредственного социального опыта.

Конт активно использовал в своих теоретических построениях принцип консенсуса, понимая под ним согласованное взаимодействие элементов социального целого, будь то малая группа или большое сообщество.