Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

ГЕНОЦИД

(от гр. genos - род и лат. caedere - убивать; буквально: «уничтоже­ние рода, племени») - ...

АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНАЯ

- англ. association, free; нем. Assoziation, freie. 1. Метод интервьюирования, заключающийся в том, что респондент ...

БЕГСТВО

- англ. escape; нем. Flucht/Fluchtreaktion. Форма реакции индивида на воздействие негативного раздражителя; стремление уйти от ...

МАРКЕТИНГ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

— (англ.marketing— рынок, сбыт) — система целенаправ­ленного воздействия на сознание и поведение лю­дей; их объединений ...

ГОСУДАРСТВО ПОЛИЦЕЙСКОЕ

термин, указывающий тип государства и характеризующий политический режим в таком государстве. Как правило, полицейское государство ...

Социальные законы эволюции наказания

В работе Э. Дюркгейма "Два закона эволюции уголовного наказания" формулируются и рассматриваются два принципа, действие которых определяющим образом сказалось на исторической эволюции уголовных наказаний. Первый из них исследователь назвал "законом количественных изменений", второй — "законом качественных изменений".

Первый гласит: чем менее развитым является тип общества и чем более власть в нем имеет абсолютный характер, тем сильнее в нем интенсивность наказаний.

Второй закон утверждает: лишние свободы, изменяясь со временем в соответствии с серьезностью преступления, становится все более обычным средством социального контроля.

Дюркгейм при обосновании сформулированных им законов исходит из данных европейской истории Нового времени. По мере ослабления абсолютизма и параллельно с все более активными выступлениями реформаторов-либералов, философов-просветителей возникла тенденция к смягчению уголовных наказаний, которые прежде отличались непомерной строгостью. В этот же период совершается существенная качественная метаморфоза, состоявшая в том, что преобладающей формой наказания в контексте других пенитенциарных мер становится переход к тюремному заключению как главному средству реагирования общества и государства на совершаемые преступления.

На этих переменах сказался также еще один фактор, а именно — изменение реакции общественного сознания по отношению к феномену преступления как к таковому. Дюркгейм разграничивает два типа преступлений. Так, преступление в неразвитых, примитивных обществах выступает прежде всего как вызов общности, ее традициям и неписаным законам. Оно попирает коллективные представления и ценности, расцениваясь общностью как оскорбление коллективных чувств.

Такая реакции общества объясняется, в основном, тем, что в архаическом социуме в представлениях и ценностях присутствует сильно выраженный религиозный элемент. Поэтому посягательство на них выглядит как посягательство на сакральную сферу, на высшие святыни, что с точки зрения всех окружающих заслуживает самого сурового наказания.

В цивилизованных государствах преступления чаще всего выглядят как попирание естественных прав частных лиц, отдельных индивидов. Они не выступают как посягательства на сакральные ценности и потому не вызывают слишком бурной эмоциональной реакции ни у общественности, ни у государства. Преступность рассматривается как сугубо светское явление, имеющее весьма отдаленную связь с религиозной сферой. Это ведет к тому, что репрессивные реакции субъектов власти в ответ на совершенные преступления становятся менее интенсивными, а карательные меры — менее радикальными. Преступление человека против человека, — утверждает Дюркгейм, — не вызывает такой же степени негодования, что преступление человека против Бога. И это обстоятельство тоже вносит свою лепту в общую тенденцию постепенного смягчения уголовных наказаний.