Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

ДИАЛОГ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

(греч. – разговор, беседа) – способ публичного выражения политических взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления ...

БЕРГЕР

Бергер (Berger) Питер Людвиг (17.03.1929, Вена) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный ...

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

понятие, подразумевающее индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому, фиксируя определенный уровень развития и ...

ВОЛЮНТАРИЗМ

(от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания ...

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

(от лат. Institutum – установление, учреждение) – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической ...

Культурсоциология диалога

Концепция Бахтина, в которой отсутствуют Бог и трансцендентная реальность, вписывается в нормативно-ценностные рамки антроподицеи. Смысловыми доминантами в ней становятся "Я" и "Другой", связанные диалогическими отношениями. Проблема диалога - одна из центральных в творчестве Бахтина. Он считал духовно-практическое взаимодействие субъектов первичным актом их социального бытия.

Некогда из попыток осмыслить конструктивные и деструктивные возможности диалога возникла античная диалектика. Как рационализированная форма живого диалога, она сложилась в основных своих признаках к XIX в. В дальнейшем же лежащая в ее основе идея диалогизма должна трансформироваться в систему принципов аутокоммуникации и живого взаимодействия личностей между собой, в идею мирового диалога, в который человек включен. Человеку необходимы внутренние и внешние диалоги по причине его несамодостаточности, протеста против онтологии одиночества, потребности в активном взаимодействии с миром, социумом и культурой. И он готов брать на себя всю меру ответственности за то, что происходит в диалогических взаимодействиях и в результате их. В диалогическом взаимодействии для человека заключены суть и смысл его социального и духовного существования. Бахтин исследует те уровни социальности, которые в наибольшей степени приближены к духовности, напитаны ее ценностным и нормативным содержанием. Духовность препятствует тем установкам социальности, цель которых превратить человека в простой объект и тем самым умертвить человека в человеке. Если социология, исследующая необходимые связи между человеком и социальным контекстом его существования, стремится к точным объяснениям, то философско-культурологическим дисциплинам важно максимально глубокое понимание сути этих связей, особенно в той их части, где они обусловлены не столько механизмами необходимости, сколько логикой свободы. Возможности такого понимания становятся поистине безграничными в свете анализа социально-духовных практик диалогических взаимодействий. Бахтин считал, что его методология дает исследователю-философу, социологу, культурологу, филологу слышать свою эпоху как великий диалог, улавливать не только отдельные голоса, но прежде всего диалогические взаимодействия между ними.

Бахтин дал сугубо социологическую интерпретацию диалогизму Достоевского, утверждая, что тот стал для его героев выражением социальной дезориентации разночинной интеллигенции, чувствующей себя рассеянной по миру и вынужденной ориентироваться в одиночку, на свой страх и риск. Только твердый монологический голос предполагает надежную социальную опору и осознаваемую или неосознаваемую причастность к корпоративному "мы".