Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Преимущества социологического воображения

Главное, что предлагает Миллс, — это постоянно привлекать при научно-теоретических исследованиях социологическое воображение. Это необходимо для того, чтобы научная деятельность не походила на деятельность ремесленников, выполняющих рутинную работу, чтобы в ней постоянно, уже на уровне исходной методологической установки, присутствовал компонент подлинного творчества.

Дюркгейму, Марксу, Веберу удавалось избегать крайностей эмпиризма и излишней абстрактности за счет того, что они умели связывать наиболее острые проблемы повседневности с анализом базовых социально-исторических структур. Им всегда удавалось соединять личные заботы с общественными проблемами.

Для Миллса именно заботы, осознаваемые и контролируемые людьми, составляют основное содержание повседневности как таковой. Для того чтобы мелкое, малое, повседневное представлять в его тесной связи с большим, общезначимым, необходимо иметь и развивать социологическое воображение. Классики социологии, обладавшие богатым социологическим воображением, умели органично связывать эти две социальные сферы микро- и макромир. А это, в свою очередь, давало важный познавательный эффект. Его суть Миллс демонстрирует на примере Вебера. По его мнению, книга "Протестантская этика и дух капитализма" рассказывает об особенностях пуританского сознания гораздо больше того, что мог бы рассказать о себе сам протестант того времени.

Исследователи не должны заменять профессиональное социологическое воображение статистическими выкладками и абстрактными схемами. В противном случае будет существенно страдать качество научных работ. Особенно важно помнить об этом в тех случаях, когда предметом исследования является человек, личность.

Адекватное социологическое понимание человека предполагает, что исходными предпосылками его изучения служат три базовых фактора — индивидуальная биография, общая история и социум как целостность. То есть человек предстает как социальный тип, чья биография должна рассматриваться сквозь призму воздействия на нее социальных структур и институтов. Пребывая с самого начала внутри этих структур, человек растет в семье, получает образование в школе и вузе, работает в коллективе. И везде он вынужден играть те или иные социальные роли. Моменты смены этих ролей выступают для него как переходы на новые уровни социальной, личностной зрелости. А индивидуальная биография принимает вид социальной биографии, включенной в обширнейший социально-исторический контекст.

Все эти обстоятельства проливают дополнительный свет на суть социологического воображения как методологического инструмента познавательной деятельности. Человек только тогда может достаточно адекватно осмыслить свой жизненный путь и оценить масштабы достигнутого, когда ему удается поместить себя в рамки своего времени и своего общества. То есть Миллс оказывается фактически на пороге введения в свой научный аппарат такого концепта, как единство социального времени и социального пространства (хронотопа). Социологическое воображение для него — это не просто умение проводить сравнения и обнаруживать связи между различными вещами и сферами, но и способность включить малое время-пространство индивидуальной судьбы в большое время-пространство всеобщей социальной истории.