Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

БЕРДЖЕСС

Берджесс (Burgess) Эрнст (16.05. 1886, Тилбери, Онтарио, Канада - 27. 12.1966, Чикаго), американский социолог, один ...

БЕРНАРД

Бернард (Bernard) Лютер Ли (29.10.1881, графство Рассел, Кентукки, США,-23.01.1951, Стейт-Колледж, Пенсильвания) - американский социолог и ...

ВЛАСТЬ (ФОРМЫ ВЛАСТИ В КРАТОЛОГИИ)

одна из систем классификации власти, в основу которой положены разнообразные формообразующие эле­менты власти (от греч. ...

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ШКОЛА

в Германии - направление политической мысли Германии ХVII - XVIII в.в., представленное именами С.Пуфендорфа (1632-1694), ...

Социологический разум

По сравнению с социологическим рассудком социологический разум — это более сложный и более совершенный познавательный инструмент. Его основная функция — это структурирование социальной реальности в соответствии с первичными (метафизическими) принципами. С его помощью осуществляется синтез результатов познавательных усилий социологического рассудка и интеллектуально-метафизической интуиции, в результате чего первые включаются в содержательно-смысловой контекст вторых.

Конкретной формой рационально-разумного мышления является социологическая рефлексия как способность социологического разума к исследованию своих отношений с социальной и в том числе с социально-правовой реальностью. Субъекту рефлексии свойственно интересоваться не столько социальной практикой самой по себе, сколько тем, как она отражается и какой вид принимает в структурах его собственного социологического сознания, какие порождает в нем состояния и противоречия.

Социологическая рефлексия позволяет субъекту познания преодолевать свои непосредственные оценочные реакции и погружаться в сплетение сложнейших, опосредованных многими практическими и духовными факторами, содержательно-смысловых зависимостей. Чем развитее социологическое сознание, тем эффективнее его рефлексивная деятельность, тем больше оно способно обнаружить смысловых, ценностных и нормативных аспектов в социальных феноменах. В результате его активности действительные социальные противоречия обретают вторичные знаково-символические формы образов, идей и концептов, помогающих освоению проблем социального бытия.

В распоряжении социологического рассудка и социологического разума находятся специальные понятия — социологические категории. Они выполняют инструментально-познавательную функцию, являясь орудиями-средствами, с помощью которых социальная реальность исследуется в самых разных аспектах и направлениях.

Своеобразие данных категорий заключается в том, что они почти полностью отрешены от какой бы то ни было эмоциональности, образности, художественности и представляют собой инструмент социологической мысли, сосредоточенной на своем предмете. Исключительная рационалистичность обусловила их сильные и одновременно слабые стороны. Сила категориального инструментария состоит в том, что он уже самой своей природой предопределяет особый стиль рассуждений об обществе, при котором критический анализ сопровождается доказательной аргументацией. Что касается его слабости, то она восходит к объективному, онтологически-гносеологическому противоречию, согласно которому "сущее не делится на разум без остатка". Эта формула Гете заставляет исследователей учитывать, что за пределами категориального анализа социальной реальности всегда будет оставаться еще очень многое, имеющее к ней прямое отношение. А это делает необходимым участие в познавательном процессе не только рациональных форм социологического сознания.