Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Рациональные механизмы правосознания

Социальным поведением человека руководят три рациональных ориентационных механизма, являющихся принадлежностью индивидуального сознания, — "пред-рассудок" (или "до-рассудок"), рассудок и разум.

1. "Пред-рассудок" — начальная ступень рациональною мироотношения. Через него социальное "Я" сознает свою неразрывную связь с витальным "Я", а следовательно, и собственную зависимость от ритмов и циклов физического и биологического времени.

"Пред-рассудок" отвечает за социальную оформленность наиболее простых и непосредственных проявлений жизнедеятельности. Он концентрирует в своих структурах житейский опыт, формулирует свои принципы мироотношения, которые направлены в первую очередь на то, чтобы отстаивать естественное право индивида на жизнь при любых, в том числе при самых неблагоприятных, социальных обстоятельствах.

2. Рассудок, в отличие от эгоцентрического "пред-рассудка", предписывает человеку заботиться о благополучии тех социальных общностей, к которым он принадлежит. Оценочно-нормативные суждения рассудка регулируют отношения личности с ее непосредственным социальным окружением.

Рассудок способен легко соглашаться с императивами авторитарных идеологем. Он уверенно ведет себя в замкнутых смысловых и нормативно-ценностных пространствах позитивно-правовых систем. Его отличительными особенностями являются ограниченность интересов, приземленность целей, поверхностность оценок и схематизм суждений.

3. Разуму чужды как грубый прагматизм "пред-рассудка", так и вульгарно-позитивистский схематизм рассудка. Для него на первом месте стоят не индивидуально-эгоистические или корпоративные интересы, а общечеловеческие ценности. Разум позволяет человеку сознавать себя существующим в историческом универсуме мировой цивилизации. Он считает себя ответственным за умение личности преодолевать духовными усилиями множественность социальных барьеров, разделяющих людей. Это качество позволяет ему служить соединительным звеном между социальной и духовной ипостасями человеческого "Я", между позитивным правом и правом естественным, между юридическим позитивизмом и естественно-правовой метафизикой.

Сложность и затрудненность разумного, а значит и естественно-правового мироотношения обусловлена в значительной степени тем, что в силу не зависящих от него обстоятельств человек вынужден пребывать одновременно в составе ряда, локализованных социальных сфер национального, демографического, политического, экономического, профессионального и т. д. харакгера. Кроме того, антропологически заданная относительная автономия человеческой телесности, ее эгоцентрическая ориентированность также возводят задачу нравственного и естественно-правового отношения к сущему в ранг одной из труднейших.

Поэтому на разум возлагается ответственность за умение человека преодолевать собственными духовными усилиями границы между социальными общностями и отыскивать приемлемые пути разрешения возникающих при этом мотивационных противоречий. А залогом такого разрешения смогла бы выступать способность разума видеть людей не как частичных индивидов, но как самоценных субъектов, в сущности каждого из которых нет никаких принципиальных препятствий для их духовно-практической интеграции в единое всечеловеческое сообщество.

Ни одна из вышеозначенных ментальных форм не является автономной и самодостаточной. Они взаимосвязаны посредством целевой ориентированности правового сознания на решение актуальных социально-этических проблем. При этом каждая из них обладает своей мерой культуротворческой продуктивности. Взаимодействуя между собой и зачастую противореча друг другу, они проблематизируют внутреннюю жизнь индивидуального сознания, насыщают ее различными контроверзами, превращая ее в драму с труднопредсказуемыми последствиями.