Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

МЕДИАТОРИНГ КОНФЛИКТНЫЙ

— направление регуляции социальных конфликтов с помощью по­средничества третьей стороны, в рамках которого рассматриваются разнообразные ...

ГОСУДАРСТВО ПОЛИЦЕЙСКОЕ

термин, указывающий тип государства и характеризующий политический режим в таком государстве. Как правило, полицейское государство ...

Архаический протосоциум патриархального типа

Переход от матриархальных родовых сообществ к патриархальным сопровождался так называемой "неолитической революцией" с характерным для нее переходом к искусной шлифовке камня и использованию металла.

На протяжении существования патриархата распространяется новая форма отношений между мужчиной и женщиной в виде моногамной, парной семьи. Главенствующее место в семье занимает мужчина, а одной из ведущих патриархальных добродетелей становится уважительное отношение к мужу и отцу. Теперь воспитанием детей занимается уже не весь род, как прежде, а в первую очередь родители, что порождает множество индивидуальных различий в характерах людей.

Патриархат — это эпоха, когда зарождается и развивается письменность. В этот же период в целом ряде регионов образуются такие масштабные социальные общности, как народы.

В патриархальном социуме изменяется характер мифологии. Появляется значительное количество сказаний, в которых человек выступает отважным героем, способным не только меряться силами с темными стихиями и олицетворяющими их чудовищами, но и побеждать их в бесчисленных сражениях. В новообрадующихся мифах формулируются нравственные требования и нормы обычного права. Исходящие от богов или героев, освященные их авторитетом, они пополняют традиционный арсенал воспитательных, нормативно-регулятивных средств.

Обычное право начинает играть все более заметную роль в регуляции отношений между индивидами и общностями. Оно становится дополнительным нормативным средством, обслуживающим все более усложняющиеся социальные отношения.

Важное место в системе предписаний обычного права занимает институт кровной мести с присущим ему наказанием виновных за нанесенные обиды, причиненный вред, совершенные злодеяния от лица жертв или их близких. Как воплощение архаических представлений о воздающей справедливости, месть выступала типичным средством регуляции межсубъектных отношений. Как таковая, она была характерна для всех народов на до государственных стадиях исторического развития.