Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
(от греч. arche - начало и typos - образ) - англ. archetype; нем. Archetypus. 1. ...
- англ. unconsciousness; нем. Unbewusstes. Совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. По 3. Фрейду - ...
совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как ...
(от греч. metodos - путь познания и loqos - учение, слово: учение о пути, способе ...
должностное лицо, определяющее основные направления деятельности высшей исполнительной власти государства – правительства и организующее его ...
Понятие коллективного бессознательного, занимающее главное место в теории Юнга, обозначает сверхличную память рода, его коллективную душу, являющуюся продуктом психической наследственности, свидетельством исторически-генетической преемственности поколений, связывающим современного человека с его дальними предками.
Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует нечто вроде общей, единой корневой системы, питающей психическую, духовную жизнь индивидов. Его бесконечно богатое содержание лишь частично зафиксировано мифами, религиозными преданиями, искусством древних и современных народов.
Регулятивные начала, содержащиеся на уровне коллективного бессознательного, предопределяли особенности возникавших на их основе норм нравственности, а также обычного и естественного права. При этом право как унифицированная знаковая система с однозначными формулировками своих требований к индивиду и архаичный миф, ведущий свое повествование о делах давно минувших дней, далеко не всегда пересекаются своими нормативными интенциями и смысловыми сюжетами. Но если двигаться по каузальной цепочке к архаическим первоистокам, то в глубинах родового духа непременно обнаружится общая платформа — почва, из которой взросли и универсальные мифологемы и первопринципы естественного права, — это коллективное бессознательное.
Современные люди пребывают в различных степенях зависимости от коллективного бессознательного. На нижнем уровне пребывают те, кто живет преимущественно в дорефлексивном состоянии, мало чем отличающемся от первобытной бессознательности. Выше стоят индивиды, чья психическая жизнь соответствует критериям начального этапа развития мировой цивилизации. Еще выше находятся те, чье сознание соответствует современным критериям цивилизованности. Их индивидуальные "Я" существуют как бы между двумя огромными сферами: с одной стороны — это внешний нормативный мир современной цивилизации, а с другой — мир коллективного бессознательного. Индивидуальное "я" при этом вынуждено попеременно поворачиваться то к одному, то к другому, воспринимая идущие от них императивы и отыскивая способы согласования возникающих между ними противоречий.