Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Общественное мнение — неформальный институт гражданского общества

Под общественным мнением обычно понимают неформальный социальный институт, имеющий вид совокупности оценочных суждений, коллективным автором которых является массовое сознание неопределенно большого числа людей. Оно, как правило, оформляется в интегральные оценочные формулы и формулировки относительно предметов, имеющих общую значимость, вызывающих самый широкий интерес.

Общественное мнение имеет всегда групповой характер. При этом группы могут быть самыми разными по количественным и качественным параметрам от народа в целом (гражданского общества) до локальных групп граждан конкретного региона, членов профессиональной корпорации, отдельного коллектива, жителей микрорайона или двора и т. д.

Французский социолог Г. Тард определял общественное мнение как "кратковременную и более или менее логичную группу суждений, отвечающих на поставленные в данное время вопросы и воспроизведенные во множестве экземпляров среди личностей одной и той же страны, одного и того же времени, одного и того же общества".

Необходимо различать понятия общественного сознания и общественного мнения. Если первое структурировано, разделяется на ряд форм, имеющих давние культурные традиции, и содержит теоретико-аналитические компоненты, то второе сумбурно по форме, скоротечно по срокам существования, подчинено скорее эмоциям, чем рациональным принципам. Общественное мнение можно сравнить с диффузной, рыхлой почвой, из которой способны вырастать образы, идеи, доктрины, укладывающиеся в процессе своего формирования в упорядоченные структуры общественного сознания.

Своеобразие общественного мнения состоит в том, что оно крайне изменчиво, носит преходящий характер, содержит много случайного и представляет собой причудливое соединение истинного и ложного.

XX век с его современными социальными технологиями показал, что мнение самых широких слоев населения по поводу общественно важных событий не только может складываться стихийно, но и формироваться прессой, радиовещанием, телевидением. Его результаты способны не только принимать самопроизвольные формы молвы, слухов, анекдотов, но и целенаправленно формироваться, а затем соответствующим образом оформляться при прямом участии государственных институтов. Подобное оформление происходит при различных социологических опросах, проведении референдумов и выборов в различные органы государственной власти.

На фоне всех этих возможностей, которыми располагают средства массовой информации, возникла проблема манипулирования общественным мнением. Оказалось, что не только государство, но и различные социальные группы способны влиять на общественное мнение и направлять его в то или иное, конструктивное или деструктивное русло.

Общественное мнение выполняет целый ряд социальных функций. Оно оценивает значимые события, выносит нравственный приговор конкретным лицам и их действиям. При этом оно по-своему анализирует социальные реалии. Но, пожалуй, самая важная из его функций заключается в регулятивном воздействии на ход общественной жизни. Оно осуществляет своеобразный контроль за соблюдением людьми, группами, общностями, социальными институтами норм и оперативно реагирует на их нарушения.