Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Абсолютистское государство

Абсолютистским является то государство, где вся полнота власти сосредоточена в руках одного лица. Государство при этом выступает в качестве некоей сверхмашины, которая приводится в движение не просто единым, а единоличным разумно-волевым началом.

В этом отношении абсолютизм противоположен конституционализму, распределяющему властные полномочия между различными ветвями власти и практикующему систему взаимных ограничений этих полномочий.

Компромиссом между абсолютизмом и конституционализмом является конституционная монархия, стремящаяся объединить в себе свойства обеих форм.

Для абсолютизма главная социальная задача состоит в обеспечении успешного функционирования единого, целостного государственного организма. Этот организм должен уметь успешно преодолевать все центробежные тенденции, довлеть над пестротой корпоративных интересов множества социально-политических группировок и подчинять их своей воле.

Для решения разнообразных тактических задач субъектом абсолютной власти создается особый контингент профессиональных управленцев — государственная бюрократия. Не входя в число традиционных сословий, она активно способствует трансформации феодального государства в авторитарно-бюрократическое. При ее прямом участии происходит постепенное изживание феодальных реликтов, а государственное управление приобретает все более механистический, бездушно-машинный характер, обеспечивая высокую степень централизованности и позволяя верховному правителю сохранять в своих руках монополию публично-правовой власти.

Абсолютистское государство практически всегда имеет собственную иерархию ценностных и нормативных приоритетов, свою идеологию, мораль, философию и активно насаждает их в социальной практике.

Абсолютизм способен выступать как в жестких, почти варварских формах откровенного деспотизма, так и в смягченном, вполне цивилизованном виде просвещенной, конституционной монархии. Он может позволять себе систематические нарушения естественных прав простых людей, демонстрировать неуважение к их свободной воле и человеческому достоинству. Но он же может вполне лояльно относиться к естественным правам и свободам граждан.

При одних социально-исторических обстоятельствах абсолютистские государства строят свои отношения с народом в русле стереотипов демонстративного патернализма. В других случаях эти отношения могут разворачиваться в антагонистическом ключе, когда одной стороне дозволено безраздельное господство, а от другой требуется беспрекословное повиновение.