Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
термин, указывающий тип государства и характеризующий политический режим в таком государстве. Как правило, полицейское государство ...
в Германии - направление политической мысли Германии ХVII - XVIII в.в., представленное именами С.Пуфендорфа (1632-1694), ...
(от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания ...
(от греч.autarkia – самоудовлетворение) – совокупность мер и средств, используемых государственными и политико-негосударственными субъектами, направленных ...
Если правопорядок опирается не на развитое правосознание граждан, а на бдительность властей, на их стремление к чрезмерно назойливой опеке над подданными, к тщательно-скрупулезному выполнению функции надзора, то государство предстает как авторитарно-полицейское. Ему присуща разветвленная мно-гоаспектность управленческого администрирования, желание курировать все области общественной жизнедеятельности. При этом власть имеет преимущественно над законный характер, что позволяет ей пренебрегать правами и свободами граждан. Декларируемые государством цели его усилий, состоящие, якобы, в заботах о счастье народа, в его материальном обеспечении и просвещении, находятся в явном противоречии с повседневной практикой отношения к индивидам как к объектам власти, а не субъектам права.
Патерналистская опека подданных требует от авторитарно-полицейского государства огромного бюрократического аппарата, чья активность чаще всего принимает формы административного произвола. "Административные восторги" чиновников, повседневно попирающих права граждан, доказывают, что власть в таком государстве не знает в своих действиях грани между законом и произволом.
Характерным образцом авторитарно-полицейского государства служит Россия после петровских реформ, которые ввели и закрепили в повседневной социальной практике дух попечительского резонерства и всепроникающей регламентации. Указы Петра I, написанные, по свидетельству историков, желчью, ядом и кнутом, заложили основы такого явления, как "полицеизм" (Г. Флоровский).
Показательно, что авторитарно-полицейское государство, выступающее в роли радетеля о духовном благополучии народа, стремится оттеснить церковь далеко на задний план. Ее деятельность приходит в полное подчинение государственным чиновникам, следящим за тем, чтобы все ее акции отвечали принципу государственной полезности.
Не только Россия, но и ряд других европейских государств прошли за несколько веков Нового времени испытание практикой "полицеизма".