Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
(от лат. margo - край) - термин, употребляемый для обозначения социального качества сознания и поведения ...
{лат. conformis - подобный, сходный) — способ политического приспособленчества, который характеризуется пассивным принятием существующего порядка, ...
тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или потестарного органа, но при ...
(фр.bureau - бюро, канцелярия; греч. kratos - власть; - господство канцелярии) - сложное, противоречивое общественно-политическое ...
(от греч. mythos - предание, выдумка, вымысел) - политическое сознание, неадекватно интерпретирующее реальную политическую систему. ...
Тоталитарным государством называют социальный макроинститут, властную мегаструктуру, практикующую сверхжесткую и всеобъемлющую регламентацию всех сторон общественной жизнедеятельности.
Если подразделять социальные системы на саморегулирующиеся и жестко управляемые, то к первым могут быть отнесены цивилизованные демократические государства, а ко вторым — тоталитарные. Последние отличаются тем, что в них управленческие вмешательства превышают меру разумной, целесообразной необходимости, превращаются в жесткое нормирование, запрещающее все, что не разрешено и, строго следящее за соблюдением этого запретительного принципа. Регламентирующие воздействия, готовые в любой момент и в любом месте перейти в репрессивные акции, проникают во все сферы, вплоть до частной жизни, культуры, искусства, религии. Главная цель такого управления, напоминающего командование арестантской ротой, — тотальный сверхпорядок.
Тоталитарное государство по своей природе тяготеет к социальной статике и основной путь к достижению и поддерживанию этого состояния видит в максимальном зауживании пространства социальных свобод и инициатив. Для него неприемлема мысль Руссо о том, что человек рождается свободным. Полагая, что все граждане должны быть равны в своем бесправии, оно строит свои отношения с ними на основании нетерпимости к инакомыслию и инакодействию. Извечный вопрос философско-правовой мысли о том, что важнее — могущество государства или благо отдельного человека, — решается тоталитарным государством сугубо однозначно в собственную пользу. Разработанная стратегия и разветвленная тактика подавления личного суверенитета позволяет ему Подчинять индивидов своей авторитарной воле, использовать их силы и способности как орудия-средства по осуществлению чуждых им целей и задач.
Для тоталитарного государства неприемлема идея гражданского общества как равновеликой силы, рассматривающей индивида не в качестве подданного, а как эмансипированное, частное лицо, имеющее свои собственные жизненные цели. Поскольку гражданское общество способно приуменьшить властные функции тоталитарного государства, последнее беспощадно искореняет его ростки, предпочитая цивилизованному гомеостазису монополию власти.