Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

понятие, подразумевающее индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому, фиксируя определенный уровень развития и ...

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ

тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового ...

ГРАЖДАНСКОЕ СОУЧАСТИЕ (УЧАСТИЕ)

понятие, раскрывающее механизм и степень вовлеченности и включенности интересов и деятельности граждан и их объединений ...

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

понятие, отражающее совокупность качественных изменений материального и духовного плана, происходящих в гражданском обществе. В отличие ...

ГРАЖДАНСКОЕ СОГЛАСИЕ

наличие консенсуса, единодушия, согласованности между различными социальными силами гражданского общества (или большинства из них) по ...

Цивилизационные функции гражданского общества

1. Ауторегулятивная функция

Гражданское общество обладает способностью проводить в жизнь, воплощать на практике возникающие "внизу" социальные инициативы и тем самым обеспечивать процессы саморегуляции внутри цивилизационной системы. Оно дополняет вертикальные властные отношения, утверждаемые государством, культивированием горизонтальных социальных отношений, функционирующих на основе принципов саморегуляции. Определенная доля властно-управленческих функций переходит от государства к самоуправляемым ассоциациям граждан. Их встречная активность, достигающая нередко высокой степени энергетического напряжения, но при этом не выходящая за правовые рамки, не нуждается во вмешательстве государства, поскольку взаимопогашается ковенциальными цивилизованными отношениями продуктивной состязательности и здоровой солидарности.

2. Гомеостатическая функция

Гражданское общество, выступая в качестве равновеликого противовеса по отношению к государству, позволяет поддерживать социальную систему в состоянии динамического равновесия — гомеостазиса. Оно находит и вырабатывает легитимные, социокультурные средства по осуществлению взаимной адаптации встречных требований государства и личности.

Проводя тактику общего сотрудничества, переговоров, консультаций, соглашений, гражданское общество создает и поддерживает внутреннюю сбалансированность всей социальной системы. Между ведущими социальными субъектами — личностью, государством и гражданским обществом складываются цивилизованные отношения равновесного триединства.

В результате перехода части управленческих функций от государства к ассоциациям граждан этатистский дисбаланс власти уступает место более гармоничной модели социального взаимодействия.

Государство и личность, кажущиеся поначалу несопоставимыми социальными величинами, обретают при наличии развитого гражданского общества ценностную равновеликость. А это, в свою очередь, способствует активному протеканию процессов самоорганизации внутри всей социальной системы.

Гражданское общество исподволь и прямо способствует тому, чтобы государство и личность относились друг к другу с равным взаимным уважением. Не поощряя ни этатистский произвол властей, ни правовой нигилизм индивидов, оно активно способствует укреплению и стабилизации социального порядка внутри цивилизационной системы. Взаимная этическая требовательность и юридическая ответственность всех участников социального "триалога" — государства, личности и гражданского общества— сообщают социальной жизни чрезвычайно важное качество, именуемое цивилизованностью.

На сравнительно высоких ступенях развития цивилизационной системы гражданское общество и государство начинают выступать как две в равной степени необходимые друг другу социальные формы. Они на равных участвуют в процессе самоорганизации общественной жизни. Постоянно ведя между собой взаимоуважительный диалог, они устанавливают равновесные отношения перманентного функционального агона, имеющего не деструктивную, а глубоко конструктивную природу. При этом все возникающие социальные проблемы решаются не путем опрокидывания государственных структур или растаптывания отдельных ячеек гражданского общества, а через конструктивные диалоги, через поиск возможностей соглашений и компромиссов. И здесь, как нигде, оказывается уместной классическая политико-правовая парадигма общественного договора.

С известной долей условности можно утверждать, что роль, играемая государством, напоминает отцовскую функцию, а роль гражданского общества — материнскую. От их союза рождается то главное, ради чего этот союз заключается, — свободный, многосторонне развитый человек, способный вести полноценную, полнокровную жизнь внутри нормативно-ценностного континуума "цивилизация-культура". Для него мягкая материнская опека со стороны гражданского общества служит охранительным фактором, оберегающим его от излишней властной суровости государства.

3. Правозащитная функция

Гражданское общество выступает гарантом прав и свобод личности. При помощи разнообразных легитимных средств оно защищает права отдельных граждан и объединений от диктата и административного произвола государственно-бюрократического аппарата. Оно заставляет государство постоянно корректировать свои властные действия так, чтобы они не выходили за рамки правовых норм.

Гражданское общество не позволяет государству монополизировать управленческую функцию. Оно сдерживает содержащуюся в этой функции тенденцию к чрезмерной централизации и бюрократизации.

Подобные действия гражданского общества особенно важны там, где властные функции государства превышают меру необходимой целесообразности, превращаются в административное рвение и начинают откровенно ущемлять естественные права граждан.

В статье 12 "Всеобщей Декларации прав человека" говорится: "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".

В свете подобных воззрений частная жизнь выступает не только как личная, но и как общественная ценность. Инициативы гражданских обществ многих стран в данном случае объединились, и их правозащитные и правотворческие усилия увенчались созданием международного документа, признать который вынуждены были все государства, руководители которых поставили под ним свои подписи.

Человек имеет право жить не только для государства, а и для себя и своих близких, искать смысл жизни не в государственной службе, но и в сферах частной жизни, в дружбе, любви, общении с природой, творческом уединении. Но для этого он должен обладать статусом самостоятельной и полновесной личности, а не считаться второстепенным элементом в системе государственного механизма, не быть его механическим придатком. А это, 8 свою очередь, становится возможным лишь при создании разнообразных специальных союзов по защите естественных прав и свобод граждан.

В отличие от государства с исходящими от него императивами долга, обязанностей, дисциплины, от гражданского общества исходят требования того, чтобы в социальной сфере всегда имелся простор для свободного самоопределения личности.

В сущности не государство, а гражданское общество стоит на страже классического правового принципа "дозволено все, что не запрещено законом". Этот принцип отражает паритетность отношений государства и гражданского общества. В условиях такого динамично-равновесного нормативного паритета гражданское общество оберегает пространство индивидуальной свободы, а государство, не вторгаясь в это пространство, стоит на его границах, не позволяя свободе выходить из берегов, очерченных законом.

Одна из главных задач цивилизованного гражданского общества состоит в защите естественного права личности на частную жизнь в сферах семьи, домашнего хозяйства, досуга, дружеских и интимных связей. Характерно, что марксистская идеология тотального социального контроля за личностью всегда ставила на первое место общественную жизнь, а к частной жизни, если та начинала слишком явно занимать человека и отвлекать его от общественных дел, относилась негативно и шельмовала ее как проявление "мещанства". Нападая с критикой на "обывателей", "мещан", тоталитарный режим и его идеология целились при этом в идею гражданского общества, стремились на корню пресечь ее ростки, что им вполне удавалось.

Внегосударственные союзы граждан способны защищать естественные права и интересы своих членов, выступать посредниками между ними и государством, активно проводить в жизнь идущие "снизу" инициативы.

Зрелое, развернувшееся во всей полноте своих возможностей гражданское общество оберегает внутреннюю, духовную жизнь личности. Авторитарные императивы государства, его навязчивая патерналистская опека, как правило, несовместимы со сложнейшей духовной работой, совершающейся в творческом сознании поэтов, писателей, художников, композиторов, философов. Поэтому гражданское общество вынуждено защищать от неоправданных бюрократических и идеологических вмешательств ту сферу, где идут наиболее активные процессы духовных исканий и творчества.

Еще одним важным направлением правозащитной деятельности гражданского общества является организация широких общественных обсуждений законодательных инициатив государства. Союзы и ассоциации граждан не только подвергают такие инициативы юридическим и этическим экспертизам, публикуя в печати мнения независимых экспертов, но и сами выступают с собственными законотворческими предложениями, нацеленными на дальнейшую гуманизацию правовой системы.

Гражданское общество активно использует свое право на альтернативные законопроекты, отличающиеся от тех, что выдвигаются официальными властями.

4. Интегративная (консолидирующая) функция В отличие от государства, осуществляющего "механистическую" интеграцию индивидов, гражданское общество культивирует "органическую" солидарность. Консолидируя граждан при посредстве внегосударственных, неформальных общностей, оно препятствует их взаимоотчуждению.

Предлагая множество форм социальной кооперации, поощряя создание новых объединений на почве общих материальных и духовных интересов, гражданское общество позволяет индивиду продвигаться по пути социального утверждения не за счет противопоставления себя другим, а посредством использования социальных связей, деловых, творческих, дружеских контактов с другими людьми.

Через взаимообмен результатами и продуктами материальной и духовной деятельности, через внедрение общезначимых ценностей обеспечивается консолидация социальной системы в единую, органическую целостность. Взаимодействие субъектов обретает гарантированную стабильность, когда они взаимообогащают друг друга. В результате возникают продуктивные общественные отношения, позволяющие им не только успешно решать собственные практически-духовные проблемы, но и генерировать новые социальные ценности. Взаимно добровольные конвенции делают возможными интеграцию усилий и более быстрое достижение позитивных социальных целей.

Идея кооперации-интеграции, осуществляемой в социальной жизни на уровне гражданского общества, привлекала внимание мыслителей самых разных ориентации. Так, русский социолог и философ А. А. Богданов предложил предельно широкую трактовку интеграции, понимая ее как всеобщую категорию, обозначающую всякий вид соединения, обмена, сотрудничества. Согласно его концепции, приумножение и усложнение связей в гражданском обществе с необходимостью ведет к сближению социальных субъектов — инженеров с рабочими, учителей и врачей в селах с крестьянами и т. д. Медленно, но неуклонно происходят интегративные процессы, проявляясь как в практической, так и в духовной сфере.

Логика этих взаимных сближений имеет положительный прогноз на будущее. Вместе с тем интеграция потребует от социальных субъектов колоссальных усилий и даже жертв. "Даже самая мирная и взаимная ассимиляция рядом живущих племен идет через бесчисленные трения и мелкие столкновения, возникающие на основе расходящихся интересов и взаимного непонимания, то есть, в сущности, различной структуры сливающихся социально-культурных комплексов... Подобным же образом объединение партийных, научных, культурных организаций, хотя и заранее связанных общностью социальной среды, родством социального состава и своих жизненных тенденций, обходится всегда в немалую сумму усилий и сопровождается всегда устранением некоторых элементов. Первое означает затрату активностей на взаимное приспособление сливающихся организаций; второе — прямую потерю через отрицательный подбор комбинаций, не приспособленных к новой структуре. Так, например, при слиянии политических партий или фракций во избежание внутренней борьбы приносятся в жертву некоторые программные и тактические элементы, упраздняются некоторые частные органы, должности, особые центры, отторгаются, обычно, и некоторые члены организаций, недовольные объединением или способные служить препятствием ему. При слишком большом расхождении конъюгирующих компонентов растрата активностей и новые противоречия могут оказаться так велики, что жизнеспособность целого будет ниже, а не выше прежнего, и дело кончится захирением или обратным распадом".

В этой пространной цитате достаточно явственно представлен драматический дух цивилизационных противоречий, характерных для гражданского общества. Они, несмотря на сопутствующие им компромиссы и конвенции, все же остаются противоречиями со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде человеческих переживаний, взрывов эмоций и страстей, без которых невозможна полнокровная жизнь гражданского общества. 5. Кулыпурошворческая функция

Гражданское общество, создавая социокультурное пространство творческой свободы, необходимое для духовного развития индивидов, позволяет активно наращивать созидательный потенциал. В отличие от государства, которое само не творит, а лишь обеспечивает народ необходимыми для этого материальными и организационными условиями, гражданское общество выступает как истинный творец культуры. Его усилиями формируется духовная атмосфера творчества, в которой могут успешно осуществляться процессы социализации, воспитания, образования новых поколений. Оно предлагает множество цивилизованных, культурных форм, посредством которых личность могла бы утверждать свою значимость.

Художники, философы, поэты вырастают не в коридорах государственных властных институтов, а в материнском лоне гражданского общества. Официозные структуры государственной машины не источают тепла и душевности, в которых нуждается творческая личность. Ф. Ницше не случайно называл государство "холодным чудовищем". Гражданское общество в этом отношении антипод государства, ибо создает животворную среду, необходимую для творческого самоопределения личности.

Гражданское общество активно формирует правосознание личности, ее правовую культуру. Помогая гражданину осознавать свою значимость, развивая сознание собственного достоинства, оно культивирует психологию самоценных субъектов, преисполненных сознания собственного достоинства.

Своей повседневной практикой гражданское общество доказывает индивиду, что кроме таких ценностей, как карьера и власть в системах государственных иерархий, существует множество ценностей, которыми богата частная жизнь, где есть общение с природой, любовь, семья, занятия искусством, наукой, спортом. Оно дает индивиду возможность вести хотя и частное, но вполне полноценное цивилизованное, культурное существование, наполненное смыслом и радостями жизни. Более того, исповедуя философию частной жизни, гражданское общество стремится убедить индивида в том, что именно оно, а не государство является источником обретения истинно высокой и чистой радости бытия. 6. Воспитательная функция

Важнейшая из задач формальных и неформальных институтов гражданского общества состоит в том, чтобы обеспечивать необходимый уровень моральности. Но для этого сами институты должны стоять на достаточно высокой ступени социальной зрелости, отвечать критериям цивилизованности.

Когда институты гражданского общества, и в первую очередь семья и школа, перестают справляться с функциями воспитателей, общество неизменно начинает погружаться в состояние духовного, нравственного упадка. 7. Сублимативная функция

В психоанализе понятие сублимации означает трансформацию витальной, жизнетворящей энергии человеческого организма в социокультурную энергию творческого созидания.

Сублимативная функция гражданского общества состоит в том, что оно позволяет человеку направлять избыток своей витальной, а также социальной энергии в легитимное русло цивилизованного общения. Тем самым снижается опасность возникновения ситуаций социальной напряженности и острых, деструктивных конфликтов.

Гражданское общество предоставляет в распоряжение индивидов множество социокультурных "клапанов", дающих позитивный выход энергии людей, а также цивилизованных каналов, по которым она может устремляться. Эти клапаны и каналы не позволяют энергии накапливаться до критической степени и трансформироваться в деструктивную силу, грозящую эскалацией насилия и криминальными эксцессами.

Данное свойство особенно важно применительно к молодежи. Повышенная эмоциональная возбудимость, ярко выраженная склонность к активным формам социального самоутверждения, неустанный поиск возможностей для приложения своих сил, переизбыток нерастраченной энергии могут стать при участии различных звеньев системы гражданского общества факторами повышения уровня цивилизованности социальной жизни.