Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
форма политического сознания, которая при осознании социально-политической сферы использует рациональные способы познания. Политическое мышление - ...
в Германии - направление политической мысли Германии ХVII - XVIII в.в., представленное именами С.Пуфендорфа (1632-1694), ...
(англ. impeachment - порицание, обвинение) - правовая процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц ...
(от лат. veto -запрещаю) - запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с ...
это политико-правовая категория, обозначающая совокупность формализованных законом характеристик, обладание которыми делает человека полноправным членом национального ...
Между философией права и правовой социологией нет ни жесткой границы, ни непреодолимого водораздела. Напротив, и та и другая своими проблемными пространствами вторгаются друг в друга. Это позволяет говорить о том, что граница между ними напоминает извилистую, изрезанную кромку некоего берега, где не понять, то ли суша столь причудливо вторглась в море, то ли море так капризно обняло сушу. Они имеют общее проблемное пространство, и каждая из них по-своему трудится на его просторах.
При всем этом правовая социология гораздо ближе к нуждам непосредственной общественной практики, чем правовая философия. Это не значит, что одна позиция лучше другой. Здесь оценочные суждения неуместны. У каждой из них свои задачи, каждая по-своему важна и необходима на своем месте.
Философия, если она выступает в качестве метафизики, доказывает идентичность общих нормативных принципов, господствующих на всех уровнях миропорядка — в космосе, природе, социуме, правосознании. Рядом с метафизикой социология осознавала себя носительницей положительных (позитивных) знаний. Для социологии права это означало, что она не пыталась и не пытается выходить за пределы социального опыта. Именно поэтому она и оказалась ближе к социальной практике. Выглядя более приземленной, она прочнее стоит на твердой почве жизненных реалий. Не пребывая в плену чистых умозрений, не витая в эмпиреях метафизических абстракций, она неизмеримо прагматичнее философии. Если от философии никто не ждет конкретных практических рекомендаций, то от социологии права их ожидают социально-правовые институты.
Социологии права и философии права вполне удается сосуществовать, не соперничая, а, напротив, взаимообогащая друг друга. Так, например, если правовая социология исследует конкретные механизмы действия норм права по обеспечению общественного порядка и скреплению социальной системы в жизнеспособную целостность, то правовая философия стремится показать, как через нормы права в человеческих сообществах заявляют о себе историческая воля и общественная необходимость.
В отличие от правовой философии, которая по своей сути космоцентрична и размышляет о соотношении норм права с законами миропорядка, правовая социология социоцентрична и ищет ответы на все свои вопросы в пределах доступных анализу социальных структур. Для нее разгадки тайн правовых феноменов находятся в самом обществе. В нем она видит макрокосм со своими законами, распространяющимися на природу права.