Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
Мотивационное противоречие — это нечто гораздо большее, чем просто дезорганизация внутри пространства субъективной реальности. Оно продуктивно и несет в себе созидательный потенциал, но его продуктивность существует лишь в качестве возможности. Претворение же ее в действительность зависит в первую очередь от самого субъекта, от степени его социализированности уровня его культуры. Чем богаче внутренний мир личности, чем обширнее ее социальный опыт, тем содержательнее оказываются переживаемые ею мотивационные противоречия, тем глубже их нравственный и экзистенциальный смысл.
Субъективные реакции личности на переживаемые ею мотивационные противоречия-конфликты, порожденные внешними социальными противоречиями, могут быть разделены на экстравертные и интровертные.
I. Экстравертные реакции
1. Реакция негации состоит в том, что субъект направляет все свои усилия на то, чтобы ликвидировать социальную причину, вызвавшую внутренний конфликт.
2. Реакция трансформации состоит в том, что причина, породившая конфликт, существенно изменяется в результате целенаправленных действий субъекта и теряет способность генерировать в дальнейшем аналогичные конфликты.
II. Интровертные реакции
1. Реакция сублимации — это переключение разбуженной внутренним противоречием энергии в русло какой-либо деятельности созидательного характера.
2. Реакция аутотерапии — изменение собственного отношения к причинам мотивационного противоречия и к сопутствующим им факторам с целью психологической нейтрализации содержащегося в них дезорганизующего потенциала.
3. Реакция эскапизма как стремление уйти из-под власти раздражителей, исходящих от мотивационного конфликта, забыть о них, заглушить их голос другими, зачастую искусственными возбудителями или транквилизаторами — алкоголем, наркотиками и т. п.
Мотивационные противоречия — необходимая форма развития индивидуального правосознания, один из способов его социокультурного существования. Как фиксированные психологические образования, они позволяют увидеть внутреннюю жизнь правосознания не в виде сумбура чувств и мыслей, но как внутренне структурированное целое, строящееся на началах психологического контрапункта.
Способность личности совмещать в своем духовном мире различные, противоречащие друг другу мотивы, оценки, интересы позволяет ей переносить напряжение нравственно-правовых противоречий, доводить их до фазы разрешения, до перехода диссонансов в консонансы.