Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА

важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах. Начиная с ...

МИФЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

(от греч. mythos - предание, выдумка, вымысел) - по­литическое сознание, неадекватно интерпретирующее реальную политичес­кую систему. ...

ГЕНОЦИД

(от гр. genos - род и лат. caedere - убивать; буквально: «уничтоже­ние рода, племени») - ...

КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ

(фр. contre-revolution) - политический процесс, обрат­ный революции. Контрреволюция может быть нисходящей и восходящей. Нис­ходящая контрреволюция ...

Социальная прогностика

Распространенное убеждение, будто по мере развития цивилизации человек становится все гуманнее, а общий уровень преступности постепенно снижается, восходит к идее линейного прогресса, то есть к предположениям, что будущее всегда лучше настоящего, а настоящее лучше прошлого. В свете этого предположения рождается оптимистический образ будущего как эпохи разрешения всех острых противоречий, в том числе и противоречий между законом и деликтами, между защитниками правопорядка и потенциальными и реальными преступниками.

В этих, проникнутых этическим пафосом, утверждениях есть глубокий социокультурный смысл: человечество действительно не желает считать зло, пороки и преступления нормальными формами социальной жизни. Им движет благородное, возвышенное стремление изменить все к лучшему. Тем более, что в аксиологике всемирно-исторического процесса просматриваются некоторые тенденции, дающие основания для благоприятных прогнозов. Так, к примеру, существует архаическая по своим истокам ценностно-логическая формула, согласно которой нельзя убивать "своих", но можно убивать "чужих". Когда же надо убрать с пути "своего", совершившего нечто недопустимое, архаическая аксиологика подсказывает решение: "свой" обращается в "чужого" _ отступника-еретика, предателя, классового врага, врага народа и т. д. Но для того чтобы убийства сделать неприемлемыми, необходима противоположная аксиологическая процедура по превращению "чужих" в "своих". Именно на этот путь встало две тысячи лет тому назад христианство. Оно, провозгласив идею "все люди — братья", стало ратовать за разрушение социальных, сословных, классовых, национальных барьеров между людьми, за общечеловеческое братство. Сходные функции выполняют и иные мировые религии. Кроме того, совершающийся ныне процесс глобальной интеграции есть не что иное, как практическое превращение всех, кто еще вчера считались "чужими", в "своих", процесс постепенного, но неуклонного превращения населения Земли в единое, общее братство.

Параллельно цивилизация разрабатывает и совершенствует разнообразные средства по блокированию и трансформации человеческой агрессивности. И на этом пути всемирные олимпийские игры оказываются противовесом мировым войнам. Эти и многие другие факторы рождают оптимистические прогнозы и надежды на полное изживание в будущем такой социальной аномалии, как преступность.