Методы политических исследований: Учеб. пособие

Автор: | Год издания: 2005 | Издатель: Москва: Аспект Пресс | Количество страниц: 221

Дивись також:

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

(от греч. metodos - путь познания и loqos - учение, слово: учение о пути, способе ...

БИХЕВИОРИЗМ

(от англ. bechavior, - поведение) - одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX ...

БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД В СТАТИСТИКЕ

- англ. balance, statistical; нем. Bilanzmethode in der Statistik. Важнейший метод обработки и анализа данных, ...

МИКРОПОЛИТИКА

есть сфера политических отношений на уровне отдельных организаций и групп в отличие от макрополитических отношений ...

БЕРДЖЕСС

Берджесс (Burgess) Эрнст (16.05. 1886, Тилбери, Онтарио, Канада - 27. 12.1966, Чикаго), американский социолог, один ...

§2. Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов

Методика контент-анализа является одним из наиболее распространенных научных инструментов прикладного изучения текстовой информации. Суть этой методики заключается в систематическом выделении и фиксации определенных единиц содержания текста, квантификации полученных данных и последующей интерпретации результатов с целью оценки и прогнозирования действий политических акторов.

Методика была введена в научный оборот в конце 30-х годов XX в. в США и долгое время использовалась главным образом для изучения содержания рекламных и пропагандистских публикаций СМИ.

В сфере политических исследований контент-анализ был впервые применен американским ученым Г. Лассуэлом и его сотрудниками, изучавшими пропагандистские материалы периода Второй мировой войны. Основными достоинствами контент-анализа принято считать то, что, во-первых, его технология не искажает результаты обработки информации за счет взаимодействия с общественным или субъективным фоном проводимого исследования, а во-вторых, то, что этот метод дает представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает.

В настоящее время контент-анализ широко применяется в аналитических исследованиях, проводимых в интересах бизнеса, политической аналитики и практики, в том числе силовых структур. И хотя текущие публикации СМИ по-прежнему составляют основную часть материалов, которые прорабатываются с применением этой методики, все большее распространение получает ее применение для направленного анализа содержания конкретных политических документов, важнейших выступлений политических деятелей или отдельных тематических очерков.

Во второй половине XX в. западными авторами был предложен ряд ставших классическими вариантов методики контент-анализа, наиболее интересными среди которых являются «Анализ неслучайных связей». (Ч. Осгуд); «Система слов» (Р. Икера); «Анализ агрессии» (К. Лоранца); «Анализ высказываний» (С. Вейман), автоматизированная система «Дженерал Инквайрер» (Гарвардский университет), а также более поздние работы Г. Далера и Г. Лакле-ра (анализ речей канадских и французских политиков) и работы Д. Рулофа и Д. Фрайа (анализ отношений Восток—Запад в период разрядки).

Одним из наиболее известных примеров применения методики контент-анализа в сфере международных исследований считается «Стэнфордский план». Группа ученых Стэнфордского университета адаптировала технику контент-анализа к проблематике международного кризиса (на примере мировых событий 1914 г.), в частности к анализу документов, которыми обмениваются во время кризиса враждующие стороны. На основании данных сравнительного анализа содержания такого рода документов член стэнфорд-ской группы Д. Циннес предложила логическую модель внутригосударственного информационного поведения в кризисе1.

Различные исследования с применением контент-анализа особенно активизировались в 60-е годы XX в. в период «методического взрыва» и стали одним из ярких проявлений развития междисциплинарных подходов к изучению политической жизни. Одновременно большое число работ, выполненных на основе применения этой методики, позволило существенно повысить ее популярность, надежность и эффективность, а также обусловило появление самых

1 См.: Zinnes D. The Expression and Perception of Hostility in Prewar Crisis: 1914 // Singer D. Quantitative International Politics: Insights and Evidence. N.Y., 1968. P. 88-119.

разнообразных вариантов исследовательских процедур. В этот же период происходит бурное развитие усложненных в методическом отношении поисковых стратегий, ориентированных на применение ЭВМ и, следовательно, на предметное подключение компьютерных технологий к анализу текстовых массивов в сфере политической практики.

В качестве современных примеров технологического обеспечения применения контент-анализа в прикладной аналитике можно привести появившуюся сравнительно недавно автоматическую систему Oasis, которая используется для поиска оперативной информации. В 2002 г. она была публично продемонстрирована рядом ведомственных центров США и представлена как специальная модификация технологии поиска значимой информации среди огромного количества страниц документов, в радио- и телепередачах на различных языках. При помощи этой системы поиск ведется как по систематизированным, так и по случайным источникам, причем объектами поиска являются тексты в печатных или электронных изданиях, графические изображения, аудиоинформация на 35 языках. При сортировке аудиоинформации методика Oasis распознает человеческую речь и превращает ее в текст. При этом технология позволяет отделять мужские голоса от женских, а также голоса, принадлежащие разным людям, и записывать их в виде диалогов1.

Другая компьютерная система под названием Fluent позволяет искать информацию в практически неограниченных по величине потоках текстовых документов. Ее технология подразумевает поиск по ключевым словам, причем вводится слово или словосочетание на английском языке, которое тут же переводится на целый ряд других языков, а найденная информация из базы данных на разных языках поступает исследователю после автоматического перевода. Fluent может переводить на английский с китайского, корейского, португальского, русского, сербскохорватского, украинского и некоторых других языков.

Еще одна программа, Text Date Mining, позволяет автоматически создавать предметные указатели для текстовых документов, а также получать данные по частоте употребления тех или иных слов в документах. Все эти технологии уже используются соответствующими государственными структурами США для отслеживания незаконных финансовых операций и наркотрафика.

Однако при всем совершенстве современных информационных технологий аналитик не может рассчитывать только на готовое программное обеспечение своих проектов. Для эффективной опоры на «электронный разум» специалист должен сознательно подходить к пониманию смысла количественной операционализа-ции качественных данных, представлять логику преобразования информации в целях ее углубленного изучения. Поэтому, даже располагая электронными версиями прикладных аналитических методик, целесообразно ознакомиться с их основными характеристиками и выполнить ряд учебных упражнений в «ручном» варианте.

Техника применения методики контент-анализа

К настоящему времени контент-анализ сформировался как междисциплинарная методика, существующая в нескольких десятках вариантов. В ее рамках сочетаются представления из области политологии, психологии, социологии и математики. Контент-анализ обычно применяется при наличии обширного по объему и несистематизированного текстового материала, когда непосредственное использование последнего затруднено. Эта методика является особенно полезной в тех случаях, когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах, а также тогда, когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.

При всем разнообразии подходов к классификации инвариантов контент-анализа в специальных публикациях обычно выделяют две основные формы применения методики: направленный и ненаправленный контент-анализ. Но следует различать также «количественный» и «качественный» варианты.

•  Количественный (частотный) контент-анализ в обязательном порядке включает стандартизированные процедуры подсчета выделенных категорий. Для формулирования итоговых заключений решающее значение имеют количественные величины, которые характеризуют ту или иную категорию. Например, если исследователь стремится получить представления о том, как велика значимость понятия «мирное урегулирование» для лидеров воюющих сторон, и согласен с допущением, что она приблизительно определяется частотой упоминания этого понятия в официальных речах, то тогда, после соответствующих арифметических подсчетов, он получит определенные количественные показатели. Показатели 54

могут отличаться или, напротив, быть близки по абсолютному значению, которое будет учитываться при интерпретации результатов обработки. Задачу можно усложнить, поставив в качестве предварительного условия выделение всех содержательных в смысловом отношении единиц соответствующих текстов, а затем подсчитав относительную значимость интересующего нас выражения по сравнению с другими. Примечательно, что в обоих случаях основная часть подсчетов может быть выполнена с применением простых компьютерных программ.

•  Качественный контент-анализ нацелен на углубленное содержательное изучение текстового материала, в том числе, с точки зрения контекста, в котором представлены выделенные категории. Итоговые заключения формулируются здесь с учетом взаимосвязей содержательных элементов и их относительной значимости (рангом) в структуре текста. Так, для того чтобы сравнить отношение разных акторов к проблеме мирного урегулирования, исследователь должен стремиться не просто выделить соответствующее понятие, но и определить, является ли его проблематика главной в системе декларируемых позиций, варианты ее коннотации, степень детализации, эмоциональную окраску и т.д. В зависимости от задач исследования качественный контент-анализ может быть дополнен некоторыми элементами количественного (частотного) контент-анализа.

Ко всем контент-аналитическим методикам предъявляется ряд общих методических требований: обоснованности, надежности, объективности и системности. Так, обоснованность устанавливается путем соответствия выделенных категорий или понятий действительным реалиям исследуемой политической ситуации. Надежность осуществляется благодаря получению сходных (с допустимым расхождением не более пяти процентов) результатов различными кодировщиками при кодировании одних и тех документов по единой инструкции. Объективность определяется соответствием выбора категорий и единиц анализа всестороннему исследованию политической ситуации. И наконец, системность достигается на основе достаточно широкого круга материалов, включаемых в информационную базу исследования.

Указанные требования не только должны неукоснительно соблюдаться при проведении прикладного исследования, но и аргументированно подтверждаться в специальных методических разделах соответствующих проектов. Без проработки этих вопросов результаты проведенного на основе методики контент-анализа исследования считаются некорректными и утрачивают свой познавательный смысл.

Этапы применения методики контент-анализа

Первый этап в подготовке к применению методики контент-анализа состоит в определении совокупности сообщений, которую предполагается изучать. Например, в рамках исследования палестино-израильского конфликта 2000-2004 гг., искомая совокупность может быть определена как «все официальные заявления сторон в течение четырехлетнего периода».

Обычно совокупность сообщений, подлежащих изучению, определяется с помощью набора критериев, которым должно отвечать каждое сообщение. Чаще всего список используемых критериев сводится к трем основным позициям: тип сообщения, автор сообщения и время сообщения.

Кроме того, при подготовке к проведению контент-анализа необходимо принять решение о единице аналитического наблюдения. Единица аналитического наблюдения, или проще единица анализа, — это отдельный элемент того сообщения (или сообщений), которое необходимо изучить. Простейшим и наименьшим из возможных элементов сообщения является слово, или «лексический символ». Единицей более высокого уровня выступает тема, представляющая отдельное высказывание о конкретном предмете.

Существуют четкие методические требования к возможной единице анализа: она должна быть достаточно большой, чтобы выражать определенное смысловое значение; достаточно малой, чтобы не выражать много значений; свободно идентифицироваться. Кроме того, число первичных единиц аналитического наблюдения (элементов) должно быть достаточно велико, чтобы служить основой для статистической выборки.

Второй этап применения методики контент-анализа является декомпозиция текста: выделение из содержания множества смысловых элементов, последующее упорядочение которого зависит от типа или варианта методики. Выбрав смысловую единицу и ее признаки, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет использоваться для количественного анализа материала. Самым распространенным способом измерения характеристик содержания является подсчет частоты их употребления, когда фиксируется каждое появление любого признака данной характеристики (количественный или, по другой терминологии, частотный вариант применения контент-анализа).

Третий этап применения методики контент-анализа предусматривает саму процедуру подсчета или квантификацию множества элементов текстового массива. В общем виде она аналогична стандартным приемам квантификации по выделенным группировкам. Например, изучая тематику газеты, можно определить процент конкретных тем по тематическим единицам разного содержания (политическим, экономическим, военно-техническим вопросам). Существуют также специальные процедуры подсчета, приспособленные для контент-анализа, например формула коэффициента Яниса, предназначенная для исчисления соотношения между благоприятными и неблагоприятными (относительно принятой позиции) оценками, суждениями, аргументами. Кроме того, применяются и более тонкие способы количественного описания содержания текста. Они связаны с построением шкал для оценки выделенных характеристик текста.

Четвертый этап применения контент-анализа состоит в содержательной интерпретации результатов декомпозиции текстового массива и квантификации выделенных элементов. Обычно он построен на выявлении и оценке таких характеристик текстового материала, которые позволяют дать ответ на вопрос, что хочет подчеркнуть (скрыть) его автор и что является в его понимании приоритетным направлением политических действий. Содержательная интерпретация завершается формулированием аналитических выводов, которые соотносятся с целями и задачами исследования, декларированными на его начальном этапе.

На заключительном пятом этапе применения методики обычно происходит верификация полученных результатов, которая может проводиться либо путем повторения исследовательской процедуры другими исполнителями, либо на основе критического осмысления и сопоставления новых данных с уже имеющейся информацией. Полезным считается также и их соотнесение с информацией, полученной путем применения иных исследовательских подходов. Первый вариант процедуры верификации обычно применяется в рамках пилотных научных проектов, а другие чаше используются в рутинных исследованиях. В случае успешной верификации результатов аналитической работы они фиксируются в итоговом документе конкретного прикладного проекта и могут служить как самостоятельной, так и промежуточной основой для подготовки практических шагов в сфере политической практики.

Основные этапы применения различных типологических вариантов контент-анализа идентичны. Однако в практическом плане их содержание и аналитические возможности существенно варьируются. Поэтому методический выбор количественного или качественного контент-а нал и за всегда определяется на предварительных этапах исследования и зависит от его целей.

Количественный контент-анализ и его прикладное применение

В самом общем виде данный вариант методики может быть представлен как систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов. Частота этих словосочетаний или сюжетов сравнивается с их частотой в других письменных или устных сообщениях, на основе чего делается вывод об основной направленности содержания исследуемого текста. Но количественный контент-анализ может основываться не только на тотальной сортировке элементов текстового массива, но и на определении частотности предварительно выделенных слов или понятий. В зависимости от этого рассматриваемые методики распределяются на две группы: ненаправленного и направленного поиска.

В основе методик из группы ненаправленного поиска лежит гипотеза о том, что определенная цепочка слов текста может быть репрезентативна по отношению ко всему тексту и его главному содержанию. Эти слова, названные репрезентативными, должны удовлетворять двум требованиям:

•  не носить функциональный характер;

•  иметь большую частоту встречаемости в тексте.

Примером применения ненаправленного контент-анализа может быть методика, предложенная Г. Луном. Она состояла из четырех этапов:

1) определение принципов выделения репрезентативных слов;

2) анализ каждого предложения текста с целью фиксации репрезентативных слов (наличие в предложении не менее одного репрезентативного слова, разделение репрезентативных слов не более чем четырьмя нерепрезентативными словами;

3) взвешивание и ранжирование предложений текста в зависимости от количества репрезентативных слов;

4) выделение выражений с наибольшим рангом (частотой упоминаний)'.

Техника ненаправленного контент-анализа текстового материала представляет собой, по существу, последовательность приемов по первичной статистической обработке содержательных элементов текстов. В настоящее время данные методики практически не применяются самостоятельно, а в подавляющем большинстве случаев служат базой для последующих этапов исследования (например, для составления словарей, используемых при контент-анализе с помощью ЭВМ) и служат основой, для построения более сложных исследовательских процедур.

Направленный количественный контент-анализ основывается на предварительном составлении исследователем-аналитиком перечня категорий и понятий, конкретизирующих каждую отдельную категорию. Текст структурируется и обрабатывается с учетом подготовленного перечня (словаря). Гипотеза этого варианта методики исходит из того, что обычно в вербальном потоке можно подсчитать частоту обращения к определенной теме, наличие/отсутствие каких-то тем, связь между темами, причем основные темы, которые определяются соответствующими количественными показателями, отражают главный смысл текстового материала.

Один из интересных опытов направленного количественного (частотного) контент-анализа в сфере политических исследований был предпринят на материале инаугурационных речей президентов США и строился на подсчете числа использования нескольких смысловых категорий, частота появлений которых достаточно широко варьировалась. В частности, были определены четыре смысловые категории, к каждой из которых могло относиться несколько конкретных понятий: национальная идентичность (правительство, Америка, наша/моя страна и т.д.), историческая отсылка (великое прошлое, предки и т.д.), фундаментальные ценности (Бог, Конституция, свобода и т.д.), состояние социума (сегодняшнее благополучие, уверенность в будущем). Анализ категоризирован-

1 См.: Ruloff R., Frei D. Content Analysis. A survey of techniques with special reference to the analysis of the CSCE Documents // Kleine Studien zur politischen W'issen-schaft. Zurich. 1978. № 147-148. P. 4.

ных вариаций представленности этих понятий в инаугурационных речах интересен сегодня не только для характеристики отдельных личностей, но и общественного фона, который служил для них контекстом1.

В целом, направленный частотный контент-анализ выступлений политических лидеров дает очень полезный материал для прикладной оценки ситуации, в том числе за пределами конкретных исследований, в ходе которых были получены те или иные данные. Например, в аналитических целях можно использовать такой критерий оценки содержания текстов, как индекс военной пропаганды, определяющий агрессивные устремления самых различных акторов. Этот индекс формируется за счет констатации относительного роста доли высказываний крупных государственных или политических деятелей о преследовании (угнетении, дискриминации, ограблении), отсылок к применению силы как способу преодоления трудностей, превентивным действиям в качестве самозащиты с одновременным уменьшением внимания к позитивным интересам других участников международной среды. Даже с учетом современных международных реалий инструментальное обращение к индексу военной пропаганды, безусловно, не утратило актуальности.

Проведение количественного контент-анализа позволяет дать ответы на самые разные вопросы. Например, чтобы определить, насколько мировых лидеров интересуют проблемы борьбы с бедностью, можно взять подборки выступлений президентов стран «большой восьмерки» и подсчитать, сколько раз в текстах появятся слова «бедность» или «нищета». Другой возможный путь ответа на этот вопрос состоит в том, чтобы добавить к рассмотрению единицу анализа более высокого уровня, т.е. тему, определив границы сверхфразового единства.

Обычно тема понимается как некоторое вполне определенное с точки зрения смыслового содержания сочетание слов или понятий, воплощенное в предложении или даже в абзаце. При том, что понятие «тема» может интерпретироваться достаточно свободно, необходимо учитывать некоторые правила ее определения. Например, согласно О. Холсти, тема не должна иметь больше одного объекта действия (воспринимающего), больше одного субъекта

1 См.: Winter D. G., Stewart A. J Content Analysis as a Technique for Assessing

Political Leaders // A Psychological Examination of Political Leaders. N.Y.. 1977.

действия (действующего), больше одной цели, больше одного вида действия и не может выходить за пределы абзаца.

По О. Холсти, для операциональной декомпозиции текста содержание всех используемых информационных материалов должно подвергаться кодировке, при которой на первом этапе кодировщик соотносит текст с моделью ситуации. Общая модель, в соответствии с которой проходит кодировка, схематически выстроена в виде четырех последовательных блоков, которые рассматриваются как универсальные понятийные структуры описания любой ситуации:

I II III IV

«воспринимающий» — «действующий» — «вид действия» — «цель».

Исходя из этих представлений, формулируются некоторые правила выделения каждой отдельной темы: новая тема возникает, если происходит смена: «воспринимающего», «действующего», «вида действия» или «цели»'.

Действуя предложенным О. Холсти образом и подсчитывая темы, исследователь фактически ведет поиск упоминаний заранее определенных объектов. Часто они выступают в виде словосочетаний или коротких фраз: «военные действия», «проблема беженцев», «мирные переговоры», «гуманитарная помощь». Данная процедура является инвариантом простого подсчета смысловых символов, но более чувствительна к нюансам содержания и логики текста. Вместе с тем попытки однозначно определить тему как основную единицу анализа заставляют разрабатывать целый ряд предварительно оговоренных правил составления выборки, которые ведут к увеличению трудоемкости и формализации результатов. Поэтому чрезмерное внимание к установлению фиксированной однородности критериев для характеристики элементов контент-аналитической выборки может привести к снижению общей эффективности исследования.

Аналогичные трудности могут возникать и при применении более сложных вариантов количественного контент-анализа, когда грань между направленным и ненаправленным поиском смысловых единиц относительно стирается, а сама процедура фактически приобретает характер экспертных оценок. Так, некоторые

1 См.: North R. С, Holsti О. R. (eds.). Cotent Analysis. A handbook with applications for the study of international crisis. N.Y.. 1963.

варианты методики предполагают структуризацию текста на основе взвешенных характеристик (оценок) входящих в его состав предложений, которые содержат наиболее значимые высказывания. Оценки проводятся по заранее сформированной шкале, в соответствии с которой позиция каждого слова фиксируется с учетом положительного или отрицательного смысла его употребления и степени интенсивности этих признаков. Например, при использовании десятибалльной шкалы для анализа содержания предложения «режим Мобуту является коррумпированным» слово «является» получает оценку «+5», «коррумпированным» «-5». Суммарный рейтинг складывается следующим образом: +5 умножается на -5 и дает итог -25, т.е. понятие «режим Мобуту является коррумпированным» получает оценку «-25», которая является очень негативной.

Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону текстовых материалов, существуют и иные единицы, позволяющие проводить количественный контент-анализ. Весьма показательным может быть объем информации об объекте научного наблюдения, представленной в том или ином источнике. Например, сколько печатных знаков или газетных столбцов было отведено презентации каждого кандидата в ходе избирательной кампании. Или сколько статей в центральных периодических изданиях ежегодно посвящается африканской проблематике. Изменялось ли это количество за истекшие 5-10 лет или осталось неизменным.

Таким образом, количественный контент-анализ во всех его инвариантах заключается в установлении определенных ключевых слов (понятий) и подсчете частоты их употребления в массе отобранных текстовых материалов. Однако даже при самой простой процедуре, а тем более в случае применения сложных исследовательских техник, нельзя проводить подсчет без стандартизации измерения и без элементарного учета контекста, в котором употребляются ключевые слова. Оценки контекста, например, с точки зрения позитивной или негативной окраски ключевых слов, позволяют расширять аналитическое поле разработок путем подсчета соотношения позитивных и негативных упоминаний интересующих исследователя факторов или политических процессов.

В направлении оценки контекстуальных моментов на рубеже нынешнего десятилетия группой германских ученых под руководством профессора Т. Амака велись разработки по автоматизированному выявлению в текущих публикациях прессы европейских стран слов с негативной окраской. Предлагалось несколько подходов, которые помогают определить, является ли отношение позитивным, 62

отрицательным или нейтральным. Негатив может отражать социальные конфликты и дезорганизацию, политическую/экономическую нестабильность и слабость, позитив — социальное взаимодействие и сотрудничество, политическую и экономическую стабильность и силу. Тем самым массированная обработка материалов СМИ позволяет экспертам оценивать, по крайней мере в первом приближении, изменения политического климата отдельных стран или настроений больших социальных групп современного общества.

Проведение количественного контент-анализа и особенно в том, что касается квантифицированной оценки выборки интересующих исследователя слов, в последнее время стало легче проводить благодаря развитию компьютерных баз данных, таких, как, например, LEXIS/NEXIX, популярной среди зарубежных исследователей.

Качественный контент-анализ и его прикладное применение

В отличие от количественного (частотного) вида контент-анализа качественный вид методики ориентирован не на непосредственное количественное измерение элементов информационного массива, а на учет сочетания качественных и количественных показателей, характерных для этих элементов (степени развернутости изложения темы, ранга определенного политического понятия при его упоминании и т.д.). Качественный контент-анализ наиболее эффективен в случаях, когда необходимо определение целей субъекта политической деятельности, выраженных в явной или латентной форме.

В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем в отношении выработки категорий анализа, выделения единиц анализа и установления единиц счета выделенных единиц. Единицей анализа — смысловой и качественной — является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию. Обычно такой единицей выступает политическая (внешнеполитическая) идея, значимая в международном или внутристрановом плане тема. В тексте она может быть выражена одним словом или некоторым устойчивым сочетанием слов. Так, например, при изучении международных проблем смысловые единицы могут включать внутренние и внешние политические события, лиц, являющихся их инициаторами, оценочные суждения о событиях («за — против», «выгодно — невыгодно» и т.п.), целевые установки деятельности государств, партий, лидеров, объекты целенаправленной политической деятельности, способы достижения цели (военные акции, экономическое давление, политическое воздействие) и некоторые другие ключевые понятия из сферы политической жизни.

При проведении направленного качественного контент-анализа процедура методического обоснования критериев выделения единиц наблюдения проводится достаточно тщательно и во многом подкрепляется правилами из области лингвистики. В случае ненаправленного варианта методики на первый план в этом процессе выходят правила логики и уровень предметной квалификации эксперта, проводящего декомпозицию текстового массива в «ручном» или «машинном» исполнении.

Одним из примеров качественного контент-анализа может служить проведение исследовательской процедуры, опирающейся на графическое преобразование текста и иерархическую фиксацию элементов содержания текстового массива. Специфика его применения заключается также в выделении единиц анализа, способах их классификации и в том, что роль предварительных гипотез минимизируется, а сам анализ проводится с открытым, т.е. с неизвестным заранее результатом.

В рамках этого вида методики предварительная структуризация информационного массива и выделение первичных единиц анализа происходит на основе критерия «целостности суждения о предмете». В ходе выполнения исследования эти единицы анализа структурируются в виде проблемного графа, состоящего из нескольких нормативно заданных уровней (тематический, проблемный, атрибутивный и т.д.), в который включаются все без исключения элементы авторского текста (схема 1).

В дальнейшем элементы текстового массива индексируются в зависимости от локализации в системе проблемного графа, после чего происходит их распределение по матричному классификатору, т.е. соотнесение с понятиями, применяемыми в общественных науках для характеристики процессов целеполагания субъектов внешнеполитической деятельности (глобальные, региональные, локальные, краткосрочные, долгосрочные цели и т.п.).

После заполнения матричного классификатора осуществляется квантификация информационного массива и математическая обработка результатов. Эти результаты обобщаются и оцениваются под углом зрения прогностической направленности. Например, если в выступлении крупного политического деятеля большинство смысловых единиц относится к проблематике глобального сотрудничества, то вполне вероятно, что в ближайшее время его главные усилия, как и усилия его окружения, будут направлены на вопросы комплексного и универсального взаимодействия на мировой арене.

При формулировании аналитических выводов может иметь место сочетание с традиционными методами исследования. Дополнительные возможности применения контент-анализа открывает использование лингвистических и психолингвистических методов.

Таким образом, методика контент-анализа позволяет расширить представления о реальных политических процессах. Выбор количественного или качественно-количественного варианта ее применения зависит от характера конкретного проекта и квалификации исследователя (исследователей). При этом надо учитывать, что качественно-количественный подход требует более высокой профессиональной квалификации и сравнительно более трудоемок.