Автор: Василенко И.А. | Год издания: 2006 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 271
Тридцатая стратагема на политических переговорах направлена на то, чтобы во время дискуссии, начатой политическими оппонентами, незаметно «пересесть на место хозяина», т. е. похитить власть, захватив инициативу в свои руки. Поэтому ее часто называют «стратагемой кукушки» или «стратагемой господина».
Согласно даосистской идее «невмешательства» (у вэй), необходимо воздерживаться от всякого нападения: положение «гостя» с этой точки зрения стратегически лучше положения «хозяина», который должен начинать действовать. «Гость — это тот, кто занимает позицию позже. Хозяин располагается на местности и создает потенциал своей позиции, чтобы встретить гостя». Следовательно, «хозяин» выступает обороняющейся стороной, сражается преимущественно на собственной территории, тогда как «гость» представляет собой вторгшуюся в чужие владения нападающую сторону.
Сопоставляя положение хозяина и гостя, «стратагема кукушки» Указывает путь превращения гостя в хозяина и хозяина в гостя. Согласно китайской военной стратегии, «если снабжаться за счет противника, это и будет превращение гостя в хозяина. Если самому быть сытым, а противника заставлять голодать, самому быть свежим, а противника утомлять, это будет превращение хозяина в гостя. Поэтому война не зависит от положения хозяина и гостя, от быстроту медленности. Нужно только одно: начав что-либо, попасть в самую точку. Это и есть способ действовать как нужно».
На политических переговорах идея превращения гостя в хозяин используется преимущественно в переносном смысле: хозяин понимается как «хозяин положения», а не как принимающая сторона, хотя и такой разворот событий не исключается. Интерпретаторы китайских стратагем указывают, что «стратагему кукушки» важно осуществлять постепенно, в пять основных этапов:
1)стань гостем;
2)воспользуйся удобным случаем;
3)сыщи себе оправдание;
4)упрочь свою власть;
5)заверши переход власти.
При этом важно скрывать от хозяина конечную цель всех своих действий — захват власти. По меньшей мере три первых этапа подразумевают необходимость оказывать всяческие почести хозяину, усыпляя его бдительность. На политических переговорах первый шаг (этап) может заключаться в предложении какому-нибудь государству экономической или военной помощи, опытных советников. Поэтому китайские интерпретаторы стратагем предостерегают от «незваных гостей» и поспешного гостеприимства,
На втором этапе гость, выждав случай, должен незамедлительно им воспользоваться, опираясь на какие-то слабости хозяина или некий изъян в его окружении. На третьем этапе положение все еще временного гостя предстоит обратить в положение гостя постоянного. Хозяин уже не сможет выпроводить его за дверь, а тот втихомолку расширяет свою власть, собирая вокруг себя союзников либо зависимых от него людей и средства. Наконец, на четвертом этапе гостю удается занять ключевые места в расположении хозяина, вследствие чего тот вынужден привлекать его к решению всех важнейших вопросов. На пятом этапе гость отыскивает подходящий предлог, чтобы открыто и беспрепятственно занять место прежнего хозяина. Отныне он может вести дела и без него или же довольствуется местом стоящего в тени кукловода, тогда как находящийся на виду хозяин будет всего лишь послушной игрушкой в его руках. Однако китайские стратагемщики считают, что и в этом случае для хозяина еще не все потеряно: ему нужно, сохраняя присутствие духа, попытаться со своей сторон воспользоваться «стратагемой кукушки».
Сегодня механизм «бархатных революций» действует в духе именно этой стратагемы: вначале — помощь, прием иностранных советников, затем — выполнение всех условий принятых гостей и попадание в зависимость. Сценарий таких революций был успешно реализован американцами в Словакии, Сербии, Грузии и Украине, после чего обстановка в этих странах надолго дестабилизировалась. Известно, что США создали особый «корпус активного реагирования» для поддержки «бархатных революций», который состоит из дипломатов и политических советников, готовых отправиться в любую точку мира, чтобы помогать «распространению демократии». В 2006 г. корпус получит 24 млн долл. на свое содержание.
Стратегия информационных войн также раскручивает механизм «стратагемы кукушки», при этом пропаганда собственного образа жизни и дескредитация системы ценностей противника мягко и незаметно включают механизмы саморазрушения, «пересаживая гостя на место хозяина». Информационная стратегия как алгоритм «стратагемы кукушки» в информационном обществе имеет следующие этапы:
•дискредитация всех основных атрибутов общественного устройства: вывод из строя системы управления;
•включение механизмов экономического саморазрушения: создание системы экономического управления через международные институты и финансовые программы «помощи»;
•перепрограммирование населения на новый образ жизни с помощью пропаганды новой системы ценностей: массированная пропаганда через СМИ;
•поддержка любых оппозиционных движений, подкуп элиты: раскол населения на враждующие группы, культивирование состояния хаоса и гражданской войны;
•маскировка образа агрессора под бескорыстного «спасителя» страны от язв и пороков прежнего образа жизни.
Итак, важнейшим принципом ведения информационной войны является стремление агрессора непрерывно расширять контролируемое информационное пространство, действуя в обход сложившихся Моральных норм и правил, сознательно нарушая все социальные ограничения и ломая нравственные установки. При этом СМИ концентрируют внимание на скандальных фактах, обнародуют конфиденциальные сведения из личной жизни публичных политиков, ведут шумные «расследования», сознательно фальсифицируя информацию, смакуя пикантные подробности. И все это для того, чтобы активизировать подкорковые механизмы человека с помощью манипулирования его чувствами и эмоциями — основы управления психологией толпы.
На политических переговорах тридцатая стратагема часто используется в более мягком варианте. Например, весьма важно, кто во время политической дискуссии формирует повестку дня: кто спрашивает тот и задает тон дискуссии. Поэтому современная идея «программирующего лидерства» на переговорах реализуется в попытке превратить роль гостя в роль хозяина с помощью вопросов повестки дня.
Еще один вариант использования этой стратагемы на переговорах отражает китайская поговорка: «Шумный гость заглушает хозяина» Здесь механизм «стратагемы кукушки» представляет собой шумное эффектное PR-сопровождение политических переговоров, умело лоббирующее позицию гостя на переговорах. Иными словами, современные информационные стратегии используют древнюю стратагемную уловку, многократно усиливая ее с помощью высоких технологий, что делает ее особенно эффективной.
Таким образом, стратагемы совместных действий с третьей стороной предполагают использование на переговорах многочисленных ловушек с одной общей идеей: для осуществления наступательных планов главное — найти символический «вход», т. е. путь к цели, потом войти и добиться желаемого. Символические «входы» могут быть разными: «выкрасть балку и подменить колонны, не передвигая дома», «грозить софоре, указывая на тутовое дерево», «притворяться глупцом, не теряя головы», «завести на крышу и убрать лестницу», «украсить сухое дерево искусственными цветами» или «пересадить гостя на место хозяина». При этом важно иметь союзников, усердие которых необходимо подогревать обещанием наград: если сначала увлечь перспективой легкой победы, а потом напугать расплатой, то союзники сделают все возможное. Иногда необходимо ослаблять оппонентов путем смены состава делегации, кадровых перестановок, но самое главное — не показывать свои сильные стороны даже собственным советникам.