Автор: Василенко И.А. | Год издания: 2006 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 271
«Стратагема открытых городских ворот», или «стратагема пустого города», является одной из самых популярных в Китае, известна даже китайская опера с одноименным названием. Как отмечают современные интерпретаторы стратагем, в китайской истории к этой стратагеме прибегали 38 раз. Один из самых древних примеров относится к VII в. до н. э., когда на слабое царство Чжэн напало сильное Чуское царство. Правитель Чжэн отправил послов во все стороны искать помощи у союзников, но силы держать оборону города до подкрепления у него не было. Тогда он просто открыл настежь городские ворота, разыграв безмятежное спокойствие. Предводитель чуского войска, увидев столь мирную картину, заподозрил засаду и не стал входить в город, наблюдая за ним на некотором расстоянии. В это время подоспело подкрепление — и царство Чжэн сумело перейти в наступление и выиграть сражение.
На политических переговорах «стратагема пустого города» может быть истолкована двояко: как тактика сокрытия пустоты на самом деле пустого, т. е. беззащитного, города либо разыгранной пустоты в действительности не пустого, а защищенного города.
В первом случае, когда город на самом деле «пуст», т. е. не готов обороняться, демонстрация политическим оппонентам его пустоты может вызвать у них подозрение, что это лишь видимость, скрывающая некую угрозу, страх перед которой заставляет их воздержаться от выступления. «Стратагема пустого города» при этом вводит в заблуждение политических оппонентов для зашиты от нападения. Например, от политических оппонентов на переговорах скрывают даже скудные ресурсы или, будучи недостаточно подготовленными к политическим действиям, делают вид, что вовсе к ним не готовы. Цель подобных мер — вселить в политических оппонентов неуверенность до полной потери ориентации. Действительно ли противник так беззащитен, как об этом свидетельствует его состояние? Или же он затаился? При этом можно предоставить политическим оппонентам такое обилие сведений о своем политическом положении, что они в естественном смущении начнут все проверять и перепроверять, ничего не принимая на веру. В результате закравшееся подозрение возрастает многократно и политические оппоненты перестанут верить собственным глазам. Именно на такой психологический эффект рассчитана тридцать вторая стратагема.
Согласно второму истолкованию стратагемы, никакой пустоты нет, она показная и служит для заманивания политических партнеров, которые полагают, что вторгаются на незащищенную территорию, а на самом деле там их ожидает засада. «Стратагема пустого города» в этом случае направлена на то, чтобы заставить политических оппонентов начать наступление, а затем нанести удар. Но такая интерпретация все-таки не является канонической, это лишь возможная вариация на тему «открытых городских ворот».
Интерпретаторы китайских стратагем подчеркивают, что к «стратагеме открытых городских ворот» прибегают лишь в случае крайней опасности, при такой слабости, когда просто нет иного выхода. Другими словами, это оборонительная стратагема, предназначенная исключительно для самозащиты, простого затягивания времени. Пока эта стратагема вводит политических партнеров в заблуждение, нужно незамедлительно заняться укреплением собственного положения, связаться с политическими союзниками или под каким-нибудь предлогом прекратить переговоры.
В сложной политической ситуации нельзя уповать исключительно на эту стратагему. Напротив, нужно предусмотреть и иное развитие событий, например наступление политических оппонентов. «Стратагема открытых городских ворот» всегда сопряжена с риском, это своего рода игра ва-банк. Проводнику стратагемы необходимо демонстрировать крайнее хладнокровие и отвагу, рассчитывая на чрезмерную мнительность и малодушие политических оппонентов. Если те решительны и хладнокровны, их вряд ли поймаешь на эту стратагему.
Таким образом, показная пустота должна быть убедительной, но ни в коем случае не чрезмерной. Следует помнить, что срок действия «стратагемы открытых городских ворот» ограничен, и учитывать возможные шаги противника по его истечении. «Город» на политических переговорах может пониматься в переносном значении — как некая недоступная взору противника сфера влияния. Без нее у «стратагемы открытых городских ворот» нет никаких шансов на успех: там, где все как на ладони, ей просто нет места, чтобы развернуться.
В качестве «открытых ворот» на политических переговорах могут выступить связи с общественностью, нацеленные на создание иллюзии утечки информации о крайне слабой политической позиции. Сообщения в СМИ могут на все лады обыгрывать идею бедственного положения, распространяя слухи самого противоположного характера, что способно многократно усилить действие данной стратагемы.
Чтобы не пасть самим ее жертвой, нужно демонстрируемую вам политическими оппонентами «пустоту» изучить со всех сторон, не ограничиваясь лежащими на поверхности сведениями. Всестороннее изучение позволит оценить предъявляемую оппонентами «пустоту» с точки зрения известного ранее соотношения политических сил. Если несмотря на все попытки, не удастся выявить, что за ней скрывается, остается одно: отложить переговоры на некоторое время и терпеливо наблюдать за политическими партнерами.
X. фон Зенгер обращает внимание на то, что на переговорах в ООН США часто оказываются в изоляции и бывают вынуждены избирать путь, дипломатично называемый «односторонним». Не имея возможности атаковать сразу несколько мест на земле, они надеются на помощь ЕС, и в этом случае неизменно используют «стратагему пустого города».
Таким образом, на политических переговорах тридцать вторая стратагема достаточно популярна и в большинстве случаев направлена на поддержку союзников и выигрывание времени.