Политология: Учебник

Автора: , , | Год издания: 2002 | Издатель: Москва: Юристъ | Количество страниц: 511

Дивись також:

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ключевая идейно-политическая концепция социал-демократии. Впервые термин «демократический социализм» использовал в 1888 году Д.Б.Шоу. До первой ...

КОНСЕРВАТИВНЫЕ ПАРТИИ

политические организации, находящие­ся на правом фланге политического спектра, стремящиеся сохранить традиционный социальный порядок в условиях ...

ОЛИГАРХИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

теория - (от греч. oliarchia - власть немногих) - обоснование характерной тенденции в развитии партии: ...

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

стали возникать в Европе в середине XIX в. после превращения наемных промышленных рабочих в многочисленный ...

БИОЛОГИЗМ

(от греч. bios - жизнь и logos - слово, учение) - англ. biologism; нем. Biologismus. ...

§ 3. Социал-демократические и коммунистические идеи и концепции

По оценкам многих сторонников и противников идеи социализма, XX в. стал веком социал-демократии. Западноевропейским социалистам и социал-демократам к концу XX в. удалось реализовать на практике многие идеи социалистического движения, с которыми они выступили в начале века. [c.358]

Социал-демократия возникла на почве рабочего движения. Созданный Марксом и Энгельсом в 1864 г. I Интернационал, приобщив к марксизму передовых рабочих, способствовал созданию массовых социалистических рабочих партий во многих государствах Европы. Первый Интернационал, созданный в 1889 г., представлял собой уже не международное товарищество рабочих, а международное объединение социалистических партий. Первая партия, созданная в России в 1898 г., также получила название РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). В этот период марксистское рабочее движение еще было единым и разделяло важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и революционное переустройство общества. В то же время во II Интернационале, особенно после смерти Энгельса, начали углубляться разногласия по поводу основных постулатов марксизма. В начале XX в. при усилившихся межимпериалистических противоречиях, и особенно в связи с Первой мировой войной, единое социалистическое движение раскололось. Большевистская партия приступила к сплочению левых интернационалистических сил в международном рабочем движении. После победы Октябрьской революции в России эти левые силы выделились из социал-демократических партий и создали собственные политические партии, которые позже объединились в рамках III Коммунистического Интернационала. Правые социалистические и социал-демократические партии через ряд временных объединений: Бернский интернационал (1919–1923), Венский интернационал (1921–1923) восстановили свое единство в рамках Социалистического рабочего интернационала (1923), который после Второй мировой войны получил название Социалистический интернационал и успешно существует до настоящего времени.

Старейшими социал-демократическими партиями являются Социал-демократическая партия Германии (1869), Социал-демократическая партия Дании (1871), Испанская социалистическая рабочая партия (1879), Норвежская рабочая партия (1887), Социал-демократическая рабочая партия Швеции (1889), Лейбористская (трудовая) партия Великобритании (1900) и др. Многие социал-демократические партии стояли у руля власти. Так, например, Норвежская рабочая партия более 60 лет являлась правящей партией в Норвегии, Социал-демократическая партия Швеции с 1932 г. у власти. В Германии, Великобритании, Испании и других странах социалисты и социал-демократы неоднократно завоевывали власть на выборах и формировали правительство.

Лидеры западноевропейской социал-демократии Э. Бернштейн и К. Каутский считаются основателями социал-демократической идеологии и соответствующего партийно-политического движения. Они подвергли решительному пересмотру важнейшие марксистские установки, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права. [c.359] Учитывая практический опыт большевиков, пришедших к власти в России, которые для того, чтобы удержаться у власти, как писал Каутский, “выкинули за борт свои демократические и социалистические принципы”, социал-демократы стали использовать для системы своих взглядов понятие “демократический социализм”.

В концепции демократического социализма, разработанной Бернштейном, содержались следующие основополагающие идеи. Прежде всего Бернштейн отверг учение Маркса о кризисе капитализма и обнищании народных масс. В связи с этим он не видел оснований для пролетарской революции. Хотя феодализм был искоренен путем насилия, писал Бернштейн, современные либеральные институты в отличие от него настолько гибки, изменчивы и способны к развитию, что они требуют не искоренения, а лишь дальнейшего развития. Для этого необходима только организация и энергичные действия, следование курсом реформ. Как считал итальянский социалист П. Иглесиас, слова которого цитировал Бернштейн в работе “Проблемы социализма и задачи социал-демократии”, необходимо использовать только законные средства получения власти. Буржуазия должна убедиться, что социалисты не желают захватить власть насильственно при помощи тех средств, к которым она сама когда-то прибегла, именно Насилия и кровопролития. Следует отказаться от тезиса о диктатуре пролетариата. Классовая диктатура принадлежит более низкой культуре.

Несмотря на огромные успехи, достигнутые рабочим классом в интеллектуальном, политическом и ремесленном отношении, писал Бернштейн, он все равно еще не достаточно развит, чтобы принять в свои руки политическую власть. Поэтому прежде, чем станет возможен социализм, мы должны создать нацию демократов. Развитие настоящей демократии и есть самая важная непосредственно стоящая перед социал-демократами задача. Об этом же писал Каутский. По его словам, демократия является манежем, в котором пролетариат должен учиться верховой езде. Демократия есть та государственная форма, в которой пролетариат развивает силы и способности, необходимые для его освобождения.

Каутский считал, что полная демократия – не форма господства буржуазии, так как буржуазия первоначально была против всеобщего избирательного права и добились его именно рабочие. Такая демократия – кратчайший, вернейший и наименее дорогой путь к социализму.

Социалистический интернационал, воссозданный после Второй мировой воины в 1951 г., во Франкфуртской декларации провозгласил свою официальную доктрину, известную под названием "Демократического социализма". Эта доктрина исходит из основной для социалистов идеи, что к социализму можно прийти только демократическим путем. [c.360] У каждой партии могут быть свои представления о демократическом социализме, но суть для всех одна: демократия – это метод решения проблем, который соответствует сущности социализма и обеспечивает продвижение к нему. Чем больше демократии, тем больше социализма. По этой канве каждый пусть вышивает свои узоры. Все иные средства борьбы деформируют социалистическую цель и делают ее недосягаемой.

До 70-х гг. Социнтерн был организацией западноевропейского масштаба, в настоящее время он значительно вырос – теперь в него входят 139 партий из 120 стран. И в Латинской Америке, и в Азии, и в Африке есть партии, входящие в эту организацию. После распада мировой системы социализма некоторые коммунистические партии заявили о своем переходе на позиции социал-демократии и желании вступить в Социнтерн. Становлению социал-демократии как всемирного движения способствовала эволюция во взглядах, которую они проделали к этому периоду времени. Во-первых, социал-демократия отошла от поддержки холодной войны и антикоммунизма. Во-вторых, с распадом колониальной системы империализма они пересмотрели свой взгляд на эволюцию. Если ранее они абсолютизировали этот путь, то теперь признали некоторые типы революции (национально-демократические как освобождение от колониального гнета и демократические как освобождение от диктатуры, например, в Португалии или Чили). Социал-демократы выступили против неоколониализма. Но они по-прежнему отрицали возможность социалистической революции. Если в стране существуют демократические свободы, то социалистические революции неприемлемы.

Социалистический интернационал сегодня не имеет центрального руководящего органа. Есть конгрессы, которые собираются раз в три года, а также исполкомы, бюро, региональные организации. Конгресс не принимает решений, обязательных для всех партий. Все решения принимаются на основе консенсуса, т.е. из совместной резолюции убирается все, что не приемлет хотя бы одна партия. Социал-демократия остается плюралистичной, не признающей необходимость какой-либо общей идеологии. Свое стремление к демократическому социализму каждая партия может обосновывать чем угодно: идеями Платона, пророка Мухаммеда, взглядами учителя Конфуция или же учением Маркса. Идеологически разнородные, но политически однонаправленные силы объединяет Социнтерн. Членом этой организации не может стать партия, отвергающая политический плюрализм, т.е. такая партия, которая, будучи у власти, подавляла политическую оппозицию. Среди руководителей Социнтерна и его видных деятелей последних десятилетий можно отметить В. Брандта, У. Пальме.Б. Крайского. Ф. Миттерана и др. Сегодня председателем Социнтерна является Пьер Моруа – бывший премьер-министра Франции, а первым заместителем – Гру Харлем Брунтланд, еще недавно возглавлявшая правительство Норвегии. [c.361]

Важной вехой на пути развития социал-демократического движения стал XVIII конгресс Социнтерна, состоявшийся в 1989 г. в Стокгольме. Это был юбилейный конгресс, приуроченный к 100-летию со дня основания Второго Интернационала и 200-летию Великой французской революции. Конгресс принял “Декларацию принципов” – по сути, новую программу Социнтерна, разработанную с учетом на перспективу, взамен предыдущей, принятой в 1951 г. В этом документе демократический социализм был охарактеризован как движение за свободу, справедливость и солидарность. Социал-демократы выступили за политическую, социальную и экономическую демократию в глобальном масштабе. Согласно социал-демократам, либералы и консерваторы выпячивают ценность свободы в ущерб ценностям справедливости и солидарности, а коммунисты, наоборот, справедливость и солидарность в ущерб свободе. В экономической концепции социал-демократии подчеркивается плюрализм собственности. Частная собственность должна быть разрешена и может вполне сосуществовать с государственной. Форма собственности должна соответствовать характеру производства. Необходимо индикативное планирование в производстве. В последнее время социал-демократы выдвинули концепцию “Экологического социализма”. Согласно этой концепции, только то имеет право на существование, что не наносит ущерба человеку и природе. Экономический рост ради только экономического роста ни к чему.

В конце 90-х гг. социал-демократы вновь активизировали свою деятельность. В мае 1998 г. в Осло состоялся международный политический форум Социнтерна, на котором его лидеры обсуждали вопрос о роли всеобщей солидарности в защите прав человека и борьбе с нищетой. В конце 90-х гг. в большинстве европейских стран социал-демократы, оттеснив правых, вернулись к власти, инициатива вновь перешла к левым силам.

Эволюция коммунистической идеологии. Международное коммунистическое движение возникло после Октябрьской революции в России в 1917 г. и в период с 1919 по 1943 г. развивалось в основном в рамках Коммунистического Интернационала, объединявшего коммунистические партии. Всего состоялось семь конгрессов Коминтерна, на которых разрабатывались узловые теоретические проблемы стратегии и тактики коммунистического движения, его идеологии. Особое значение имел VII Конгресс Коминтерна (1935), разработавший стратегию антифашистского фронта, а также тактику единого антиимпериалистического фронта в колониальных и зависимых странах. Основные идеи этой новой стратегии и тактики были изложены в докладе Г. Димитрова “Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма”. [c.362]

После Второй мировой войны мировое коммунистическое движение поддерживало связи в рамках Международных совещаний коммунистических и рабочих партий (1957, 1969, 1969), а также континентальных совещаний в Европе, Латинской Америке, Африке и Азии. Международное коммунистическое движение, руководствовавшееся революционной марксистско-ленинской доктриной, было в середине 80-х гг. до распада мировой системы социализма мощной политической силой. Правда, к этому времени пик влияния этого движения, приходившегося на послевоенные годы, когда СССР внес решающий вклад в освобождение мира от фашизма, уже прошел. В 80-е гг. коммунистические партии существовали в большинстве стран мира. Коммунистическое движение охватывало 90 млн. человек, причем 86 млн. приходилось на 15 социалистических стран (из них 47 млн. приходилось на долю китайской компартии). В 80 несоциалистических странах было около 4 млн. коммунистов, хотя нужно отметить, что точной статистики не было. Некоторые компартии не публиковали сведений о своем количестве, более 20 из них находилось на нелегальном положении в странах с авторитарными или фашистскими режимами. Массовые компартии в несоциалистическом мире были в Италии, Франции, Испании, Португалии, Финляндии, Греции, на Кипре, в Японии, Индии, Чили. В некоторых странах, например, в США, Канаде, компартии были малочисленными, объединяя по несколько тысяч человек. Поиск путей обновления коммунистического движения начался в 50-е гг. в СССР после смерти Сталина, однако заметных успехов не принес. В других странах социалистического блока поиск новых моделей социализма (Чехословакия, Венгрия) тоже оказался безуспешным. Своеобразный опыт Югославии, стоявшей особняком в коммунистическом лагере, существенно не повлиял на судьбы этого движения. Интересный опыт разработки и применения новой коммунистической стратегии и тактики в рамках концепции и политики “еврокоммунизма” продемонстрировала Коммунистическая партия Италии (Э. Берлингауэр) и др. Творческую стратегию и тактику разрабатывали и реализовывали в 70-е гг. коммунисты Франции, Испании, Греции, Кипра, Португалии и др. стран. Однако руководство КПСС относилось к этому крайне отрицательно. В 1987 г. на встрече в Москве по случаю 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции рядом представителей компартий были высказаны предложения о необходимости обновления коммунистического движения, но с распадом СССР реализовывать данный лозунг оказалось некому. Среди оставшихся социалистических стран решительно по пути обновления социализма, широко используя рыночные отношения, стали развиваться Китай и Вьетнам. Политические режимы Кубы и Северной Кореи придерживаются прежних позиций и держатся на авторитете их первых лиц. [c.363]

С распадом СССР и мировой системы социализма коммунистическое движение и отдельные компартии значительно изменились. Одни компартии сменили название (в Польше, Венгрии), в других произошли расколы (Италия). Но практически во всех странах, где были компартии, они остались и продолжают свою деятельность в новых условиях. Так, в России, в Белоруссии и на Украине компартии широко представлены в парламентах этих стран. В главных законодательных и представительных органах власти Франции, Италии, Испании, Португалии и других государств также есть коммунисты. Продолжают оставаться сильными позиции компартий в органах местного самоуправления Франции, Италии, ФРГ, Португалии, Кипра. В парламентской ассамблее Совета Европы коммунисты сформировали политическую группу “Объединенные левые”. В июле 1997 г. в Мадриде состоялась координационная встреча руководителей коммунистических, лево-социалистических и “зеленых” партий из 16 европейских стран.

Коммунисты выступают за преобразование капитализма, ищут социалистическую альтернативу капиталистической системе. По словам Председателя Компартии Люксембурга А. Бисдорфа, “с распадом мировой системы социализма международный капитализм стал монополистом и развязал себе руки. В этих условиях задача коммунистов состоит в разъяснении трудящимся, что финансовый капитализм – это не последняя и не окончательная форма общества”.

Чешские коммунисты понимают социализм как социально справедливое, демократическое общество, заложенное на развитии самоуправления во всех областях общественной жизни, включая формирование самоуправляемых форм собственности.

Итальянские коммунисты поставили задачу радикально обновить коммунистическую концепцию, в которой необходимо дать ответ на процесс капиталистической модернизации, развернувшейся во всем мире и получившей название “глобализации экономики”. Этот процесс приводит к тому, что хотя в экономике дела обстоят хорошо, в обществе они идут плохо.

Французские коммунисты считают, что необходимо сделать идею коммунизма вновь жизненной и привлекательной. Идентификация коммунизма с опытом СССР и стран Восточной Европы, с их точки зрения, несостоятельна. Идея коммунизма существовала до советского опыта и провал этого опыта не является доказательством ошибочности самой идеи коммунизма как справедливого общества без угнетения и эксплуатации. [c.364]

Они считают, что в современном демократическом обществе сохраняются различия между правящим классом и трудящимися, а также угнетение и эксплуатация в новых формах.

Итак, учитывая изменения в современном мире. многие коммунистические партии стали модернизировать свои программы, а в ряде случаев использовать некоторые социал-демократические концепции и подходы, творчески применять новые теоретические наработки к своеобразным условиям своих стран. Это создает определенные предпосылки для повышения их роли и авторитета в обществе, для координации усилий коммунистов, социал-демократов и других “левых” партий, дальнейшего развития социалистической идеологии.