История социологии: учебник

Автор: | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 608

Дивись також:

БЕРДЖЕСС

Берджесс (Burgess) Эрнст (16.05. 1886, Тилбери, Онтарио, Канада - 27. 12.1966, Чикаго), американский социолог, один ...

БАРДТ

Бардт (Bahrdt) Ханс Пауль (03.12.1918, Дрезден) -западно-германский социолог. В 1952 г. закончил Геттингенский университет, с ...

АРЕНД

Аренд (Arendt) Ханна (14.10.1902, Ганновер - 04.12.1975, Нью-Йорк) - немецко-американский философ и политолог, ученица Ясперса, ...

АРОН

Арон (Аrоn) Раймон (14.03.1905, Париж-17.10.1983, Париж) - французский социолог и публицист. С 1930 г.- профессор ...

БИХЕВИОРИЗМ

(от англ. bechavior, - поведение) - одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX ...

Чикагская социологическая школа

В США социологической школой, начавшей свою деятельность во время классического этапа и продолжившей ее уже за его границами, была Чикагская. Под Чикагской школой принято понимать направление научной социологической деятельности теоретических и преимущественно эмпирических исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии (социологическом факультете) Чикагского университета в период между 1892-м и 1935 гг. В рамках этого периода в деятельности школы можно выделить два этапа: подготовительный и этап активного функционирования, на который падает пик ее творчества. Рассмотрение второго этапа, связанного с возникновением и развитием зарубежной эмпирической социологии в 1920—1930-е гг., будет осуществлено в специальной главе второй части учебника.

Здесь же предлагается характеристика лишь первого этапа, связанного с появлением Чикагской социологической школы (1892—1915), т.е. с момента основания социологического факультета Чикагского университета до оформления центральных идей эмпирической социологии лидерами школы Р. Парком и Э. Бёрджессом. Небезынтересно отметить, что термин "Чикагская социологическая школа" появился во время приближающегося ее кризиса, в 1930 г., принадлежит он исследователю работ школы Л. Бернарду, сами же основатели и наиболее яркие представители этого направления "школой" себя не называли.

Рассматриваемый этап существования Чикагской школы характеризуется стремлением к созданию единой исследовательской программы, которую, однако, сформулировать полностью так и не удалось. Зато были решены другие задачи, которые позволили собрать вокруг кафедры социологии и социологического факультета университета немало сторонников соединения теоретических и эмпирических исследований. Так, в 1895 г. был создан первый в мире социологический журнал — "Американский журнал социологии" ("American Journal of Sociology"). В отличие от "Социологического ежегодника", выходившего во Франции, периодичность американского журнала составила один номер в месяц. Следует отметить, что этот журнал под таким же названием продолжает выходить и сейчас и является, таким образом, старейшим социологическим периодическим изданием в мире. Через 10 лет после выхода его первого номера, в 1905 г., возникло Американское социологическое общество, впоследствии Американская социологическая ассоциация (АСА). Она также продолжает свою работу по сей день. Первым ее президентом и основателем был известный американский социолог Л. Уорд. Затем на этом посту побывали почти все известнейшие американские социологи XX в. (по положению, президенты ассоциации избираются на каждый год новые).

На возникновение и деятельность Чикагской социологической школы большое влияние оказали идеи американской философии прагматизма. Это были концепции Ч. Пирса, У. Джемса, Дж. Дьюи. Кстати, интересно отметить, что первой Чикагской научной школой в области социального знания была не социологическая, а философская школа прагматизма и инструментализма, которую возглавлял Дьюи. Его взгляды, особенно в области развития личности, образования, воспитания, оказали значительное воздействие на содержание социологических трактовок многих социальных проблем. В частности, одна из центральных идей Дьюи заключалась в том, что общество можно создавать и развивать только посредством воспитания людей, цель же последнего — формирование у человека стремления к достижению успеха как универсального образца поведения. Для молодой американской социологии эта теоретическая позиция стала одной из ключевых, особенно с учетом того обстоятельства, что развитие США на рубеже веков было тесно связано со стремлением всего общества, каждого конкретного человека к практической полезности действий и достижениям в любой сфере деятельности как самоцели.

В рамках первого, или подготовительного, этапа школы тон задавала так называемая "большая четверка" отцов-основателей: А. Смолл (основатель социологического факультета), Ч. Хендерсон, Д. Винсент, У. Томас. Из этой четверки на последующем этапе развития и расцвета школы лишь Томас усилил свое влияние благодаря написанию совместно с польским социологом Ф. Знанецким ставшей впоследствии знаменитой пятитомной работы "Польский крестьянин в Европе и Америке".

Поскольку деятельность школы группировалась вокруг социологического факультета Чикагского университета, необходимо сказать хотя бы кратко о ее направленности и подготовке социологов-профессионалов, которая здесь велась. Уже на подготовительном этапе школа отличалась стремлением к постановке, анализу и решению конкретных социальных проблем, поскольку именно в этом состояла потребность бурно развивающегося американского индустриального общества, переживавшего на рубеже веков мощный экономический подъем, приток громадного количества эмигрантов и ярко выраженные процессы урбанизации.

Руководители созданного в конце XIX в. Чикагского университета и прежде всего его основатель У. Харпер считали, что в первую очередь необходимы эффективные социальные реформы, направленные на оптимизацию жизни быстро растущего города Чикаго. Поскольку половину его населения составляли эмигранты (ирландцы, итальянцы, поляки, немцы, скандинавы, евреи и т.д.), переживавшие серьезные трудности адаптации к абсолютно новым для них условиям жизни, постольку нужны были, с одной стороны, меры социального контроля, с другой — усилия по установлению согласия между различными группами населения. Отсюда вытекала суть проблемы, стоявшей перед социологами, — прояснить и объяснить до конца ситуацию и наметить пути ее оптимизации.

На выработку реформистского подхода к решению этих задач была нацелена подготовка и деятельность социологов. Здесь проявилась еще одна существенная особенность зарождающейся Чикагской школы: академическое образование, обучение студентов тесно увязывалось с проведением исследований под руководством профессоров. По существу, процесс обучения в значительной своей части осуществлялся в ходе подготовки и проведения исследований, обработки полученных данных и написания соответствующих материалов. При этом исследования, что было обязательным требованием к ним, посвящались исключительно конкретным проблемам жизни города и социальных общностей (групп), обитавших в нем. Но, несмотря на эмпирический характер многих исследований, о проблемах социологической теории также не забывали, уделяя им определенное, хотя и не такое, как конкретным изысканиям, внимание.

Этому способствовали опубликованные отцами — основателями Чикагской школы книги и статьи, в том числе и первый учебник по социологии, изданный в 1894 г. в Чикаго (авторы — Смолл и Винсент). Он был небольшим по объему, написан в виде брошюры, в которой излагались в основном теоретические взгляды Смолла. Следующие, более фундаментальные учебники появились, спустя более чем четверть века (в частности, книга Парка и Бёрджесса "Введение в науку социологию" была издана в 1921 г.).

Уже на подготовительном этапе Чикагской школы стали практиковаться социологические семинары, в которых участвовали не только преподаватели и студенты факультета, но и заинтересованные в изучении конкретных проблем лица. Это могли быть работники государственных и муниципальных структур, члены политических партий и движений, бизнесмены, представители спонсорских, благотворительных и филантропических фондов и т.д. Постепенно складывался прообраз творческого содружества, который в полной мере реализовался уже в рамках второго этапа работы Чикагской социологической школы.

В результате в ходе подготовительного этапа удалось добиться главной цели — привлечь внимание американского (и не только, но его в первую очередь) общества к социологии, реализовать задачу ее институционализации и создать все необходимые предпосылки для плодотворных творческих исследований на следующем этапе деятельности школы. На раннем этапе были сформулированы профессионально-этические установки социологической деятельности и обучения ей. Американская социология (в лице Чикагской школы) оказалась подготовленной к появлению, вслед за теоретической линией развития, эмпирической ветви исследований в качестве самостоятельного их направления. Благодаря работам школы в этот период американская, а вслед за ней и мировая социология оказались на пороге нового витка развития, связанного с полномасштабным проведением конкретных эмпирических исследований и разработкой методологии, методики и техники их осуществления. Социологическая наука постепенно вступает в новый этап своего развития.


Вопросы и задания

1. Какой этап возникновения и развития социологии считают классическим и почему?

2. Дайте общую характеристику классического этапа социологии и расскажите, что означает ее институционализация.

3. Какие национальные центры развития социологии в Западной Европе и США вам известны? Охарактеризуйте их деятельность.

4. Назовите основные направления в западной социологии XIX — начала XX в., рассматриваемые как ее парадигмы. Почему эти направления выступают именно в таком качестве?

5. Вспомните общую характеристику позитивизма, которая давалась в самом начале изучения курса. Какие дополнительные знания этого направления у вас появились к концу изучения западной социологии XIX — начала XX в.?

6. Что главное, существенное вы можете выделить в марксизме как социологической парадигме?

7. Почему веберианство рассматривают как одну из наиболее значимых парадигм и в то же время одно из самых фундаментальных направлений в социологии?

8. Назовите и охарактеризуйте общие черты западной социологии XIX — начала XX в.

9. Что означает понятие социологической школы? Какие социологические школы конца XIX — начала XX в. вам известны?

10. Расскажите о социологической школе Э. Дюркгейма во Франции.

11. Как и почему зародилась Чикагская социологическая школа? Охарактеризуйте основные особенности этой школы и ее деятельность на начальном этапе возникновения и функционирования.

Литература

1. Арон А. Этапы развития социологи ческой мысли. М, 1993.

2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

3. Громов И. А., Мацкевич А.Ю., Семенов В А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

4. История социологии и история социальной мысли: общее и особенное ("круглый стол") // Социол. исслед. 1996. М° 10; № 11.

5. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.

6. Капитонов Э.Л. История и теория социологии. М., 2000.

7. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.