Автор: Зборовский Г.Е. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 608
Белла (Bellah) Роберт H. (p. 1927) - американский социолог, профессор социологии и сравнительных исследований в ...
Бергер (Berger) Питер Людвиг (17.03.1929, Вена) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный ...
Белл (Bell) Даниел (Ю.05.1919, Нью-Йорк) - американский социолог, специалист в области истории обществ, мысли, политических ...
Берджесс (Burgess) Эрнст (16.05. 1886, Тилбери, Онтарио, Канада - 27. 12.1966, Чикаго), американский социолог, один ...
Арон (Аrоn) Раймон (14.03.1905, Париж-17.10.1983, Париж) - французский социолог и публицист. С 1930 г.- профессор ...
Подводя итог развитию отечественной социологической науки в период 1920-х начала 1930-х гг. в целом, следует иметь в виду противоречивый характер этого процесса. С одной стороны, необходимо видеть реальные достижения, связанные с попытками институционализировать социологию, развивать социологическую теорию (пусть и в рамках весьма ограниченных возможностей марксизма) и отдельные отрасли социологического знания, проводить конкретные социологические исследования, совершенствовать их организацию, методику и технику, публиковать результаты научных изысканий в виде учебников, монографий, книг, брошюр, статей. Требуют положительной оценки имевшие место впервые послереволюционные годы попытки социологического образования и просвещения, равно как и появлявшиеся в то время возможности сосуществования и взаимодействия в дискуссионной форме марксистской и немарксистской социологии.
С другой стороны, нельзя не отметить постепенное превращение социологии в служанку партийного и государственного руководства страны, в придаток идеологической машины, направленной на оправдание его внешней и внутренней политики, насильственной коллективизации, кровавой расправы с миллионами людей под видом их раскулачивания, голода, массовых репрессий, поддержание в обществе процесса происходящей канонизации марксизма-ленинизма. Но социология не сумела справиться с этими задачами, и не потому, что ее представители не хотели их решать. Они просто не могли это делать вследствие специфики самой науки, особенно эмпирических социологических исследований, в ходе которых приходилось обращаться с вопросами к населению и получать, следовательно, правдивую информацию. Таким образом, то, что представлялось тогда таким естественным, на самом деле оказалось путем социологии в "черную ночь", в период запрета и забвенья.
Происходит сначала умаление роли и падение значения социологического знания в новых условиях резко ухудшившейся в экономическом, социальном и политическом отношениях жизни. В начале 1930-х гг. оно становится ненужным, поскольку практически оказывается не в состоянии выдавать черное за белое. Затем на возникшую "объективную ненужность" накладывается антисоциологическая линия борцов за чистоту марксизма-ленинизма, отрицавшая вообще право социологии на существование.
Этим аргументом немедленно воспользовался сталинский режим, которому социология как наука, раскрывающая противоречия общественных процессов широкого социального и конкретного локального характера, была не нужна. Тоталитарная система вполне могла обойтись без их изучения. Более того, социологические исследования вследствие их научной природы и социальных функций становились просто опасными. Социология объявляется буржуазной лженаукой, сам термин, означавший название науки, изымается из употребления на несколько десятилетий. Целое поколение (а то и два) советских людей оказывается лишенным всякого представления о социологии, ее сути, особенностях и возможностях.
Что касается самих социологов, то их судьба в тоталитарном обществе оказалась незавидной. Часть из них вынуждена была отойти от профессиональной социологической деятельности и заняться какой-либо иной работой — в соответствии с собственными возможностями и способностями. Другая часть по-прежнему стремилась отстаивать творческий дух любимой науки и правдиво анализировать социальные процессы. Понятно, что судьба этих людей оказалась поистине трагичной. "Каток тоталитаризма прокатился по личным судьбам многих отечественных социологов, по самой науке в целом, по ее контактам с другими национальными ветвями знания" [Голосенко, Козловский. 1995. С. 52].
Трагичной оказалась судьба не только многих людей, но и целых научных коллективов, институтов, которые оказались разгромленными. В этом отношении представляет интерес интервью, которое дала академик Т.И. Заславская журналу "Огонек". В нем она приводит воспоминания своих коллег о том, как реально происходило уничтожение экономической и социологической науки: "В 1930-х годах в Академии наук СССР существовал то ли один институт аграрных проблем (точное название не помню), то ли даже два института аграрного профиля. И вот однажды, в 1934-м или 1935 году, сотрудники, как обычно, пришли на работу, а войти в институт не смогли. На дверях было объявление о том, что в течение ближайших двух-трех дней институт будет закрыт на профилактику или срочный ремонт и сотрудников просят работать дома. В назначенный срок двери оказались открыты, люди прошли к своим рабочим местам и обнаружили... пустые столы и шкафы. Все до последнего листка бумаги было изъято: собранная в экспедициях первичная информация, социологические анкеты, данные их разработки, находившиеся в работе отчеты, статьи, диссертации.
Не правда, ли, сильная акция? Это ведь был целый научный институт, причем достаточно яркий и творческий. И так, в один миг он был раздавлен. Л потом социология превратилась в "буржуазную" науку и была, как и все общественные науки, превращена в сферу схоластики, цитатничества и догматизма" *125 .
*125: {Заславская Т.И. Народ безмолвствует? // Огонек. 1988. № 41. С. 6.}
Возрождение отечественной социологии, как известно, началось в период "хрущевской оттепели", в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Но до этого было еще десятилетие с конца 1940-х гг., когда термин "социология" вновь стал использоваться, однако в иных, чем в 1920-х гг., целях — критики зарубежных или, что точнее для того времени, буржуазных социологических концепций. Этой работой было поручено специально заниматься одному из секторов в Институте философии АН СССР. Появился особый жанр "критики буржуазной социологии", который надолго вошел в структуру научной социологической деятельности. Без этого своеобразного "грифа" ни диссертации, ни книги, ни статьи, в которых рассматривались зарубежные социологические теории, не могли быть защищены либо опубликованы на протяжении нескольких следующих десятилетий, но существу вплоть до середины 1980-х гг. Но об этом — уже в следующей главе.
Вопросы и задания
1. Назовите основные периоды развития отечественной социологии в XX в. Какие критерии положены в основу приводимой вами периодизации?
2. Охарактеризуйте содержание развития отечественной социологии в 1917—1922 гг. Какие наиболее важные процессы развития социологической науки в это время вы специально подчеркнули бы?
3. Почему в первые годы советской власти представители немарксистской линии в развитии отечественной социологии имели определенные возможности для творческой деятельности? Почему ситуация в корне изменилась к концу 1922 г.?
4. Что собой представляло развитие марксистской теоретической социологии в СССР в 1920-х гг.? Охарактеризуйте наиболее важные, с вашей точки зрения, процессы, в ней происходившие.
5. Определите основные теоретические позиции (мнения), существовавшие в 1920-х гг. в стране относительно социологии как науки.
6. Какие проблемы развития теоретической социологии поднимались в работах отечественных авторов 1920-х гг.?
7. Охарактеризуйте процесс развития эмпирических и прикладных социологических исследований в СССР в 1920-х гг. В каких отраслях социологии исследования проводились наиболее активно и почему?
8. Какие проблемы труда, производства и управления вызвали у специалистов особый интерес и почему?
9. Расскажите об исследованиях бюджетов времени, проводившихся в стране под руководством С.Г. Струмилина.
10. Какие методы конкретного исследования применялись социологами? Приведите примеры.
11. Подведите итоги развития отечественной теоретической и эмпирической социологии в 1920-х гг. Покажите ее реальные достижения и недостатки, а также те проблемы, которые ей предстояло решать.
12. Почему на развитие отечественной социологии было наложено "табу"? Как это было сделано?
Литература
1. Винклер Р.Л., Голенкова З.Т., Гридчин Ю.В. Становление и развитие марксистско-ленинской социологии в СССР в 20—30-е годы // История становления советской социологической науки в 20—30-е годы. М., 1989.
2. Гастев А.К. Как надо работать. М., 1972.
3. Голосенко И. А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М., 1995.-История социологии. Минск, 1993.
4. История становления советской социологической науки в 20—30-е годы. М., 1989.
5. Капитонов ЭА. Социология XX века. Ростов н/Д., 1996.
6. Култыгин ВЛ. История российской социологии. М., 1994.
7. Култыгин ВЛ. Классическая социология. М., 2000.
8. Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.
9. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. М.; Воронеж, 2000.
10. Сорокин П. Долгий путь: Автобиографический роман. Сыктывкар, 1991.
11. Сорокин П.А. Состояние русской социологии за 1918— 1922 гг. // Общедоступный учебник социологии. М., 1994.
12. Социология в России. М., 1998.
13. Чагин Б. А., Клушин В.И. Борьба за исторический материализм в СССР в 20-е годы. Л., 1975.