Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

НОВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРЯДКА

теории - концеп­туальное осмысление определенной структуры международных полити­ческих отношений, оформленных (или неоформленных) в рамках соот­ветствующих ...

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

стали возникать в Европе в середине XIX в. после превращения наемных промышленных рабочих в многочисленный ...

ГЕНОЦИД

(от гр. genos - род и лат. caedere - убивать; буквально: «уничтоже­ние рода, племени») - ...

БЕНЬЯМИН

Беньямин (Benjamin) Вальтер (15.07.1892, Берлин-26.09.1940) - немецкий критик, публицист и социолог искусства леворадикальной ориентации; проделал ...

ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

(от англ. The Welfare State-государство благосостояния) - или «государство всеобщего благо­денствия» (социальное государство) - понятие, ...

Платонизм после Платона

Характерно, что крупнейший из неоплатоников, философ Плотин (205—270 гг.), живший в Риме при императоре Галлиене, задумал создать в римской провинции Кампании идеальное государство "Платонополис". Оно должно было соответствовать тому образцу, который Платон описал в своем диалоге "Законы". Император вначале заинтересовался этой идеей, но затем охладел к ней и план не был реализован.

Плотин, возмечтавший перевести идеальное "метаправо" в право живое, выступил в данном случае как истинный последователь своего кумира. Ведь и сам Платон предпринял подобную попытку, обратившись в свое время с планом построения идеального государства к правителю Сиракуз Дионисию.

Плотин, многое в своих философских воззрениях унаследовавший от древних философов — Анаксагора, Аристотеля, стоиков стал в итоге все-таки платоником. Именно от Платона он взял исходную триаду-учение о трех первосущностях бытия — Едином (Благе), Мировом уме и Мировой душе. Значительное внимание Плотин уделяет толкованию учений Платона о неизбежности зла в мире и о человеке как игрушке в руках высших сил. Но центральное место в философии Плотина занимает учение о мировой иерархии, о ступенчатой структуре бытия. В самом низу находятся материальные вещи и состоящий из них естественный Космос. Это огромное вселенское тело было бы "космическим трупом" (А. Ф. Лосев), если бы его не оживляла Мировая душа. Сама будучи бестелесной, она проникает во все материальные тела и сообщает им способность двигаться и жить. Выше пребывает Мировой ум — источник закономерностей и принципов, направляющих жизнетворческие усилия Мировой души, а с ней и космоса и всего, что пребывает в нем, в том числе людей, народов и государств. На самой вершине мировой иерархии пребывает Первоединый. Его можно сравнить с некой заряженной точкой, в которой сконцентрировано и из которой разворачивается, истекает все бытие. То, что в бытии окажется противоположностями, полярностями, в Первоедином пока еще пребывает в состоянии абсолютного единства. В отличие от христианского Бога-личности, Первоединый представляет собой безличный первопринцип бытия.

Много сил затратил Плотин на дальнейшую разработку платоновского учения об идеях (эйдосах). Он видел в них первообразы вещей, чистые возможности, способные материализоваться в конкретных телесных формах. Эйдосы побеждают бесформенную материю, связывают распыленные, разрозненные множественности в целостности, придают им формы и смыслы. Каждая из них — это нормативная модель, идеальный образец (парадигма), регулятивный принцип, формирующий структуры природного и социального миров.