Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

АВТАРКИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

(от греч.autarkia – самоудовлетворение) – совокупность мер и средств, используемых государственными и политико-негосударственными субъектами, направленных ...

ВОЙНА И ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ

это формы разрешения политических противоречий путём вооружённого насилия, различающиеся степенью его применения. Война и вооружённый ...

МИФЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

(от греч. mythos - предание, выдумка, вымысел) - по­литическое сознание, неадекватно интерпретирующее реальную политичес­кую систему. ...

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

всесторонне обоснованная система мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленная на реализацию национальных интересов ...

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

вопрос о взаимоотношениях (экономических, территориальных, политических, государственно-правовых, культурных и языковых) между нациями, национальными группами и ...

Противоречия

У абсолютного сверхсубъекта, приводящего в движение историю, имеется для этого специальное средство — противоречие как универсальная бытийная структура, присутствующая во всех сферах природного, социального и духовного бытия, в том числе и в содержании правовой реальности. Благодаря возникновению, обострению и разрешению бесчисленного множества противоречий осуществляется движение всех форм сущего и должного в мире, обществе и культуре. Через пульсирующие ритмы столкновений различных пар противоположностей любая вещь пребывает в свойственном ей качестве, оставаясь собой и становясь иной, поддаваясь воздействию сил разрушения и активно сопротивляясь им. В свете диалектического принципа противоречия социальная реальность предстает в виде разнообразных коллизий — конфликтов, антагонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов и т. п. Его введение в качестве аналитического инструмента в живую ткань социальных проблем открыло перед философской мыслью возможность избегать теоретического "верхоглядства", позволило проникать в сущностный уровень социальных реалий, обнаруживать их живой пульс, изучать их не в статике, а в динамике. Выявление в социальном феномене внутренних оппозиций противостоящих друг другу сторон — это в определенном смысле схематизация того, что происходит в социальной действительности. В отношениях между противоположностями и за каждой из них всегда остается еще очень многое из того, что невозможно полностью учесть даже в самом обстоятельном исследовании и что составляет истинную "живую жизнь" человека внутри социальной реальности. Это, однако, не может служить препятствием для теоретического анализа, поскольку сами противоречия - это тоже "живая жизнь", причем взятая в ее наиболее существенном измерении.

Диалектическая методология Гегеля позволяет использовать в социально-философских и социологических исследованиях следующие параметры принципа противоречия: I. В каждом социальном феномене содержатся и могут быть выявлены различные по своей значимости пары противоположных сторон, свойств, качеств, функциональных особенностей, взаимообусловливаюших и одновременно взаимоисключающих друг друга, находящихся в отношениях взаимозависимости и вместе с тем обладающих относительной самостоятельностью. 2. Основные признаки отношений противоположностей не только взаимополагание и взаимопроникновение, но и содержательно-функциональная "асимметрия", то есть наличие ведущей и ведомой, доминирующей и подчиненной сторон, каждая из которых обладает собственной тенденцией изменений, подчиненной как внешним воздействиям, так и внутренней логике своего саморазвития. 3. Каждое конкретное социальное противоречие проходит в своем развитии ряд ступеней от возникновения до окончательного разрешения; оно не в состоянии бесконечно долго пребывать в застойном положении омертвевшей антитезы и рано или поздно самоликвидируется. 4. Социальное противоречие обладает "чувственно-сверхчувственной" природой, то есть имеет чувственно воспринимаемую форму, в которую облачено его внутреннее, "сверхчувственное", умопостигаемое содержание, обнаруживающееся по его воздействиям на окружающую действительность.

5. Социальное противоречие представляет собой общественное отношение, где стороны связаны непосредственными и опосредованными, постоянными и переменными, материальными и духовными узами между собой и со всей социальной системой.

6. В зависимости от их содержательно-функциональных особенностей социальные противоречия могут либо способствовать стабилизации общественной системы, упорядочению ее структур, повышению степени ее цивилизованности, либо же, напротив, способствовать ее дезорганизации, дестабилизации и деструкции.

7. Абсолютное большинство социальных противоречий возникают, обостряются и разрешаются при непременном участии социальных субъектов, при посредстве их конструктивных или деструктивных усилий. 8. Социальные противоречия являются следствиями действия одних конкретных факторов и причинами возникновения других, столь же конкретных явлений и процессов. Каждое частное противоречие, разрешаясь, неизбежно ведет к тому, что в пределах этого же социального пространства неизбежно возникают новые противоречия. В этом состоит неустранимый драматизм бытия, где гармония относительна, а противоборство в самых разных его формах абсолютно и неизбывно. 9. За счет динамики возникновения, обострения и разрешения бесчисленного множества конкретных социальных противоречий совершаются благотворные или злокачественные изменения в характере социальной реальности.