Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Сущность государства и природа власти

Люди, руководимые страхом насильственной смерти, инстинктом самосохранения, стремятся обрести гарантии мира и безопасности. Это заставляет их создать государство, где естественное состояние уступает место законопорядку. Гоббс определяет государство как единую, нерасчленимую целостность с одним, общим центром, возникшую в результате общественного договора и предполагающую ответственность граждан перед властями и заботу властей о поддержании порядка и мира. Между государством и человеком существуют отношения изоморфизма: государство является своеобразным подобием человека, "искусственным человеком", многократно превышающим обычного человека размерами и силой. Гигантский государственный организм может нормально существовать только лишь в условиях мира. Гражданская смута действует на него как тяжелая болезнь, а гражданская война равносильна смерти. Для того, чтобы власть была сильной, она должна быть абсолютной. Когда этого нет, возникает опасность внутренних междоусобиц и распада государства. Являясь гарантом безопасности живущих в нем людей, государство оберегает их от внешних врагов и внутренних распрей. Одновременно оно защищает их частную собственность и права в области торговли и предпринимательства.

Власть государства имеет не божественное, а земное происхождение. Она возникает в результате общественного договора людей с целью их защиты. Верховная власть имеет абсолютный характер и не несет перед подданными никакой ответственности за свои действия. Граждане не вправе протестовать или добиваться изменения формы правления. Государство — это могучий "смертный бог", требующий от всех полного послушания. Естественное чувство, которое подданный питает по отношению к "земному богу", это страх. При этом, как утверждает Гоббс, страх вполне совместим со свободой. Когда, например, человек из страха, что корабль потонет, бросает свои тяжелые вещи в море, или же когда он из-за боязни тюрьмы платит долги, то это действия свободного человека, ибо он вполне может воздержаться от них, если пожелает. Столь своеобразно понимаемое "свободное" самопринуждение в глазах Гоббса оправдано, так как это единственная серьезная альтернатива тем опасностям, которыми чревато естественное состояние "войны всех против всех".

В теории Гоббса имеется формула права как совокупности санкционированных государством норм и законов, но в ней не сказано о естественных правах и прирожденных свободах личности. Это объяснялось особенностями "смутного времени", когда любой разумный человек готов был уступить свои права и свободы монарху, чтобы тот, в свою очередь, обеспечил ему безопасность и надежный социальный порядок.