Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

МЕРИТОКРАТИЯ

(от лат. meritus – достойный и греч.kratos – власть; букв. – власть наиболее одаренных) – ...

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

установленный в законодательном порядке процесс организации и проведения выборов в органы, институты государственной власти, состоящий ...

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ

политические организации, занимающие правоцентристские позиции на политической шкале современных госу­дарств, отстаивающие идею индивидуальной свободы в ...

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

современности - (от лат. globus - шар) - главные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само ...

АССОЦИАЦИЯ КОНТРОЛИРУЕМАЯ

- англ. association, controlled/controlled; нем. Assoziation, gesteuerte (Assoziation, kontrollierte). Экспериментальный метод, заключающийся в том, что ...

Законы социального общежития

Гоббс предпринял попытку сформулировать основные, базовые нормы естественного права. Он именует их естественными законами, наделяя универсальным, абсолютным, безапелляционным характером. В них сведены воедино, унифицированы бесчисленные факторы социального бытия людей. Попытка осмыслить их в терминах закона несет в себе стремление естественно-правового мышления фундаментализировать свои принципы, объединить эмпирию с метафизикой, частное с всеобщим, юридическое с этическим. Вот эти естественные законы. 1. Следует искать мира и следовать ему, защищая себя при этом всеми возможными средствами. 2. В случае готовности других к миру человек обязан, если этого требуют интересы мира и самозащиты, довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую он допустил у других по отношению к себе. 3. Люди должны выполнять заключенные ими соглашения. 4. Человек, получивший благодеяние от другого лишь из милости, должен стремиться к тому, чтобы тот, кто оказал это благодеяние, не имел разумного основания раскаиваться в своей доброте. 5. Каждый человек должен приноравливаться ко всем остальным. 6.Человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого. 7. При отмщении люди должны сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того блага, которое должно последовать за отмщением. 8. Ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом выказывать неприязнь к другому. 9. Каждый человек должен признавать других равными себе от природы. 10. При вступлении в договор ни один человек не должен требовать себе предоставления какого-либо преимущественного права, на предоставление которого другому человеку он не согласился бы. 11. Если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя другими, то естественный закон предписывает ему беспристрастно их рассудить. 12. Неделимые вещи должны использоваться, если это возможно, сообща, при этом, если количество вещей позволяет, то без ограничений, а в противном случае — пропорционально числу тех, кто имеет на них право. 13. При равном праве владения либо устанавливается поочередное пользование, либо же первоочередное владение и пользование предоставляется по жребию. 14. Жребий может быть двоякого рода. Первый — установленный, то есть тот, который устанавливается соглашением сторон. Второй — неустановленный, или естественный, возникающий в результате, например, первородства. 15. Тем, кто является посредниками мира, должны быть даны гарантии неприкосновенности. 16. Никто не может быть судьей самого себя. 17. В случае спора стороны должны подчиниться решению арбитра. 18. Никто не имеет права быть судьей в деле, в котором в силу естественных причин он имеет пристрастие. 19. В спорах о факте судья не должен доверять одной стороне больше, чем другой (при отсутствии иных аргументов); он обязан доверять третьим лицам.

Для всех естественных законов, которые Гоббс называет неизменными и вечными, базовой является древняя, универсальная этическая формула, часто называемая "золотым правилом": "относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе".

Обращают на себя внимание несколько характерных особенностей этих естественных законов. Во-первых, все они имеют долженствовательный, нормативный, обязывающий характер. Это не констатация сущего, не фиксация социальных реалий, а модели желаемого. Их "законность" заключается в том, что они составляют совершенно необходимое нормативно-ценностное основание, без которого цивилизованное общество просто не может существовать в качестве такового. Именно это обстоятельство придает им статус чрезвычайной значимости, что и позволяет Гоббсу именовать их не иначе как "законы". Во-вторых, несмотря на естественно-правовой характер этих законов, в них слабо ощущается присутствие религиозной нормативности, но зато в огромной степени представлена нормативность нравственно-этическая. В этом несомненно проявилась одна из существенных тенденций Нового времени, состоявшая в постепенном уменьшении доли религиозной мотивации в нормативно-ценностном сознании. На ее фоне естественно-правовому мышлению удается сохранить пафос абсолютности и универсальности за счет обращения к всеобщим требованиям естественной нравственности. В-третьих, естественные законы Гоббса позволяют говорить о них как о нравственно-правовом феномене христианской цивилизации. Евангельские заповеди, несмотря на кажущуюся религиозную индифферентность формулировок, в "снятом", трансформированном виде присутствуют в законах. В них практически отсутствует дух древнего талиона и ветхозаветного "Моисеева права" и, напротив, все подчинено призыву Христа: "Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". В-четвертых, естественными эти законы можно считать в том смысле, что они открываются людям не через рациональное знание, но через глубинные склонности, коренящиеся в самой сути человеческой природы и позволяющие людям, несмотря ни на что, строить нравственно-правовой мир цивилизованности и культуры. Долг государства — обеспечивать соблюдение всех этих законов, превратить их из естественных в гражданские.