Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
- англ. imperative, biological; нем. Imperativ, biologischer. Активность, необходимая для выживания организма и продолжения существования ...
Социальное поведение людей регулируется не только правовыми, но и нравственными нормами, различающимися характером принуждения. Если в правовой нормативности преобладает внешнее принуждение со стороны других людей, социальных институтов и государства в целом, то в нравственности определяющую роль играет внутреннее самопринуждение через осознание личностью своего долга. Если право по своим проявлениям публично, то нравственность — это внутренняя сфера самостоятельного и свободного личного выбора.
В "Критике практического разума", освященной проблемам нормативной регуляции социального поведения, Кант использовал понятие императива. В его понимании императив — это правило, содержащее объективное принуждение к поступку определенного вида. Все императивы подразделяются на гипотетические и категорические. Под первыми подразумеваются требования, которые следует соблюдать в качестве необходимых условий, чтобы достичь поставленных целей. Так, человек, занимающийся торговлей и желающий иметь постоянных покупателей, должен быть с ними честен. Требование "будь честен" выступает для него в качестве гипотетического императива, условия по той причине, что честность не является в его глазах самоцелью и самоценностью, а есть всего лишь средство для веления успешной торговли.
Среди гипотетических императивов различаются императивы умения и императивы благоразумия. В вышеприведенном случае первыми можно считать требования овладеть множеством конкретных навыков, связанных с успешным осуществлением торговой деятельности. Требование же быть честным является императивом благоразумия, продиктованным не нравственными мотивами, а прагматическими соображениями.
Поступки, осуществляемые под воздействием гипотетических императивов, Кант квалифицирует не как моральные, а как легальные, то есть вполне приемлемые и даже одобряемые обществом, не противоречащие его интересам и задачам развития цивилизованных отношений.
Применительно к правовой проблематике принцип гипотетической императивности достаточно точно мог бы характеризовать ориентационную и регулятивную природу норм позитивного права. Эти нормы представляют собой предположительные (в кантовской терминологии "гипотетические") условия и средства, необходимость соблюдения или использования которых очевидна при достижении позитивных, легальных социальных целей.
Гипотетическая императивность позитивного права — его сущностная черта. Легальные поступки, соответствующие нормам позитивного права, — это поступки, представляющие собой действия, формально совпадающие с требованиями закона. При этом мотивы их могут быть самыми разными, в том числе имморальными.
Иначе обстоит дело с социальными требованиями, которые Кант возводит к понятию категорического императива. Под ним он понимает требование: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". То есть это требование того, чтобы каждый человек относился к другому всегда бескорыстно, видя в нем не средство достижения своих целей, а самостоятельную, абсолютную самоценность. Любой человек заслуживает такого отношения, ибо он — образ и подобие Бога, то есть действительно высшая ценность на земле.
Природа не наделила человека способностью постоянно поступать в соответствии с требованиями категорического императива. Для того чтобы не стать рабом своего естественного эгоизма, он вынужден постоянно помнить о своем нравственном долге и прибегать к волевому самопринуждению, Кант доказывает, что человек имеет все необходимые для этого качества: он может и должен уметь поступать в соответствии с повелениями категорического императива. Тем более что цель человеческой жизни заключается, по Канту, в стремлении не к счастью, а к исполнению своего нравственного долга. Двигаясь по этому трудному пути, человек поднимается на высшие ступени духовности, а наградой за это ему становится чувство собственного достоинства.
Категорический императив амбивалентен: он имеет одновременно и нормативную, и ценностную природу. Как нормативное начало он обозначает достаточно узкое русло, за пределы которого не должно выходить социальное поведение. Но как ценность он обозначает бесконечно далекие цели, к которым человек будет стремиться на протяжении всей истории мировой цивилизации. В нормативном отношении категорический императив — образец должного, а в ценностном смысле он — не только должное, но и желаемое. Его содержательно-смысловая амбивалентность проявляется и в том, что своей нормативной стороной он заставляет человека подчиняться своим велениям из сознания необходимости и долга, а своей ценностной стороной он делает так, что человеческий дух влечется по освещаемому им пути свободно, из одной внутренней потребности в благе и совершенстве.
Для Канта категорический императив — это нравственный закон всех времен и народов. В качестве закона он обладает следующими качествами — объективностью, абсолютностью, необходимостью, универсальностью. То есть его природа онтологич-на; она сродни тем же принципам, в соответствии с которыми существует "звездное небо над нами". В качестве такового категорический императив запрещает людям делать то, что могло бы стать всеобщим правилом повеления и в итоге привело бы к разрушению основ цивилизованного общежития. Он запрещает посягать на жизнь, собственность и личное достоинство других людей. Он запрещает лгать, нарушать обязательства, предавать, присваивать чужое. Он исходит из предположения, что если все начнут лгать, посягать на жизнь, личность и собственность друг друга, нормальная социальная жизнь станет совершенно невозможной. Именно поэтому категорический императив, запрещая все это, требует от людей только одного: чтобы каждый видел в другом абсолютную ценность и относился к нему, а значит и к его жизни, личности, собственности, свободе, правам и достоинству соответствующим образом.