Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
должностное лицо, определяющее основные направления деятельности высшей исполнительной власти государства – правительства и организующее его ...
АБСЕНТЕИЗМ (лат.absentis — отсутствующий) — одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия ...
Проблема самоубийства как преступления человека против самого себя относится к разряду наиболее сложных психолого-правовых проблем. Ее сложность обусловлена в значительной степени неоднозначностью оценок суицидального поведения в истории цивилизации в разные времена у разных народов.
Общественное мнение одобрительно относилось к политическим самоубийствам в Древнем Риме, к ритуальным самоубийствам в Древней Индии, Японии, императорском Китае. И напротив, категорический запрет на самоубийства существовал и продолжает существовать в иудаизме, христианстве и исламе.
Среди разнообразия причин, провоцирующих людей на суицидальные попытки, чаще всего выделяют внешние, социальные и внутренние, психологические.
В ряду первых называют экономические кризисы общегосударственных масштабов и материально-денежные затруднения частного характера, социальный гнет, семейные конфликты, несчастную любовь, крупные неприятности на работе, страх перед уголовным наказанием, алкоголизацию организма и сопутствующие деструктивные изменения психики.
К причинам второго ряда относится в первую очередь то, что можно назвать экзистенциальной катастрофой, крахом всей системы жизненных ценностей, утратой смысла жизни. В этом же ряду находится такая причина, как одиночество. Ощущение того, что философы-экзистенциалисты называют заброшенностью, покинутостью, способно порождать состояние отчаяния от возникшей пропасти отчуждения, разделяющей индивидуальное "Я" и весь остальной мир.
Все указанные причины приводят к одному и тому же результату: собственная жизнь обесценивается в глазах человека, утрачивает привлекательность, превращается в невыносимое бремя и рождает желание избавиться от него.
Людей всегда интересовал вопрос о том, имеет ли человек право сам лишить себя жизни.
Отдельный индивид, в понимании большинства европейских мыслителей Нового времени, является существом подчиненным. Он обязан повиноваться надличным силам метафизического и социального характера — высшему нравственному закону и авторитарной воле государства. И если государство потребует от индивида отдать свою жизнь, он обязан подчиниться. Во всех же остальных случаях он обязан внимать нравственному закону, запрещающему самовольный уход из жизни. То есть традиции западноевропейской культуры не признают за человеком естественного права на самоуничтожение.